60. Правоприменительные акты
Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.
Все правовые акты как письменные документы, существующие в сфере действия права могут быть разделены на нормативные, интерпретационные, правоприменительные, договорные (контракттные) и личностные. Их общая черта заключается в том, что все акты порождают юридические последствия. Вместе с тем, кроме нормативных актов все остальные являются поднормативными актами, т. е. основываются на правовых нормах и либо конкретизируют, либо индивидуализируют эти нормативы. В этой связи спецификой правоприменительного акта является то, что он носит властный и связан с индивидуализацией правовых нормативов. Подчеркнем необходимость разграничения конкретизации (перехода от одного уровня нормативности к другому) и индивидуализации (привязки норматива к конкретной ситуации, к индивиду) в правовом регулировании.
Среди признаков правоприменительного акта выделим:
1) его поднормативный характер (нормативно-правовое основание); 2) официальное решение управленческого характера компетентного органа; 3) содержит властное веление, обязательное для адресатов, обеспечиваемое принуждением; 4) выносится при соблюдении правовой процедуры с соблюдением установленной формы; 5) связан с индивидуализацией (персонализацией) субъективных прав и юридических обязанностей, либо достижением иных правовых последствий.
По формам внешнего выражения различают письменные, устные и конклюдентные (молчаливые) акты. В свою очередь письменные акты применения разграничиваются на простые и сложные. Сложные правоприменительные акты как документы представляют собой структурированное образование, включающее такие компоненты (составляющие) как вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть и резолютивная часть
По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. Основные акты содержат заключительное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательные акты служат целям подготовки основных правоприменительных актов (протокол судебного заседания, определение суда)
По форме правоприменительной деятельности правоприменительные акты бывают исполнительными актами, призванными наиболее эффективным образом регулировать осуществление правомерного поведения, и охранительными актами, которые связаны с реализацией санкций за совершенные правонарушения, а также применением профилактических мер.
По отраслевому признаку правоприменительные акты разграничиваются на конституционные, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и т д. По юридическим последствиям правоприменительные акты бывают правоустанавливающими, правоконстатирующими, правоизменяющими и правопрекращающими. В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права правоприменительные акты могут быть индивидуальными и коллективными, государственными и негосударственными, актами центральной государственной власти, актами местной государственной власти и актами местного самоуправления
Среди субъектов, исполняющих акты, особую роль в правовом регулировании имеют правоприменительные акты (указы) президента, а также правоприменительные акты судебных органов — судебные акты. В зависимости от времени действия (темпоральная характеристика) правоприменительные акты разграничиваются на акты разовые (однократного действия), примером может быть протокол осмотра места происшествия, и длящиеся (многократного действия), где примером является решение суда о взыскании алиментов.
61. Понятие и назначение толкования права. Приемы толкования права. Толкование (интерпретация норм права) – мыслит. интеллект. деят-сть субъекта по устан-нию их содержания. Цели деят-сти по толкованию норм права: - правильное понимание и – правильное применение Офиц. толкование норм права обязательно для тех актов, кот. с точки зрения компет. органа нуждаются в допол. Разъяснении в связи с неправ. практикой их прим-ния. Назн-ние толкования обусловдено причинами: 1. Неполный охват прав. нормами всех событий в жизни (напр. по радиопиратству отсутствует прав. норма, в рез-те толкования можно отнести его к статье «хулиганство») 2. Неопред. хар-р нормы права, в кот. трудно разобраться юр. неподготовл. человеку (следует разъяснить понятия «тяжкие последствия», «незначит. деяния») 3.Нечеткость, ошибочность, халатность правотворч. Органов.Для раскрытия сод-ния прав. норм в практич. деят-ти сущ-ют некот. приемы: 1) филологич. толкование – уяснение смысла нормы права путем его граммат. анализа (знаки препинания, структура предл-ний) 2) системное толкование – уяснение смысла нормы путем сопоставления ее с др. нормами. 3) историч. - уяснение смысла нормы путем анализа историч. условий ее принятия законодателем. В зав-сти от субъектов толкование может офиц. и неофиц
- 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 2. Объект, предмет и цели юриспруденции. Правоведение и государствоведение
- 3. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы, подходы и методы
- 4. Теория государства и права как общетеоретическая юриспруденция. Функции теории государства и права
- 5.Мононормы и происхождение права. Конфликтное предназначение права.
- 6. Происхождения государства.
- 7. Соотношение государства и права.
- 8. Догматический метод.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.
- 14.Законодательное (статутное) право
- 15. Прецедентное право. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Каноническое право в Украине
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности.
- 23. Социальная и личностная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования.
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 32. Субъект права и правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 41. Общесоциальные и специальные функции права, функции права и функции правосознания.
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность.
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка.
- 45. Источники права. Источники права Украины.
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 48. Усмотрение в праве: понятие и виды
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды.
- 50. Аномалия в правовой жизни. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- 51. Субъект и объект правоотношений. Юридические лица.
- 52. Систематизация нормативно- правовых актов. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности.
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса.
- 60. Правоприменительные акты
- 62. Официальное толкование права: понятие и виды
- Виды интерпретационных актов
- 63. Понятие пробела в праве
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом.
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение.
- 71. Государственное (правовое) принуждение
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство.
- 73. Суверенитет государства
- 74. Современное и досовременное государство
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества
- 83. Конституционное государство
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация
- 87. Номенклатура функций государства
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Формы современного государства
- 90. Армия как институт современного государства.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства
- 92. Аграрная политика современного государства
- 93. Инновационная политика современного государства
- 95. Демократический и бюрократический принципы организации государства. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- 96. Элитарный характер в государстве
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство
- 99. Этика и эстетика государства