logo
TGP

17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности

Современная юриспруденция немыслима без использования сравнительного правового метода (метода компаративистики). Заглавная идея компаративистики, первоначально представлен­ная в качестве стратегической — идея "вселенского права" (Между­народный конгресс сравнительного права 1900 г. в Париже;, час­тично получила выражение в международном праве. С другой стороны, правовое развитие не может быть ограничено рамками своей правовой культуры. Не случайно ни одна нацио­нальная юридическая наука не может развиваться только на основе информации о своей правовой системе. Сравнительное право (Р. Давид) один из элементов универсализма юриспруденции, осо­бенно важного в наше время, потому компаративистике принадле­жит первостепенная роль в изучении права и изменениях права.Сравнительное правоведение выступает в качестве важного инструмента пости­жения и развития права. Его нормативная функция состоит в том, чтобы, используя чужой опыт, дать толчок процессу собственного правотворчества. При этом разумное подражание чужим законам и институтам, при формировании собственных, связано с учетом той новой среды, в которой они будут применятьсяК. Цвейгерт и X. Кетц пишут о четырех определяющих функци­ях сравнительного правоведения: 1) законодательной, когда резуль­таты сравнительно-правовых исследований используются как мате­риал для законодателя; 2) интерпретационной — сравнитель­но-правовые исследования выступают как инструмент для толкова­ния законодательства; 3) дидактической — здесь проявляется зна­чение сравнительного правоведения для юридического образования; 4) унификационной — свидетельствующей о роли социально-право­вых исследований для унификации права.Сформулированы методологические правила, которыми целесо­образно пользоваться в сравнительном правоведении:— правильный выбор объектов сравнительного анализа и кор­ректная постановка целей, обусловленная его природой и потребно­стями субъекта;— проведение сравнения на макро- и микроуровне с использова­нием различных методов для выяснения внутренних связей и зави­симостей;— правильное определение признаков сравниваемых явлений, норм, институтов и формулирование задач;— выявление степени сходства и различия юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;— разработка и применение критериев оценки сходства, разли­чия и несопоставимости правовых явлений, институтов и норм;— определение результатов сравнительно-правового анализа и возможностей их использования. Среди объектов сравнительного правоведения (Ю А Тихомиров): вся правовая реальность, ее состояние и изменения; правовые явления и институты, принадлежащие к определенной правовой семье правовые учения, концепции и правовые взгляды; правовая система- правовые массивы и комплексы межгосударственных объединений; национальное законодательство; отрасли, подотрасли законодательства; правовые институты; законы и другие правовые акты; правовые нормы; юридическая техника.Значение исследований сравнительного правоведения в необхо­димости отказа от представлений об универсальных моделях право­вого развития, поскольку правовая эволюция связана с использова­нием традиций, уникальности и самобытности различных правовых систем, культур и цивилизаций.На основе сравнительного правоведения должно развиваться отечественное общетеоретическое правоведение и профессиональная подготовка юристов, позволяющая им действовать успешно как в пределах национальной правовой системы, так в других правовых системах: международных, интегративных, национальных.

18. Философия права. Отрасли философии права . Фи­лософия права не может считаться юридической наукой, поскольку философия и наука — это разные типы мышления о предмете. По­этому философия права выступает как особая юридическая теория. В рамках юриспруденции философия права и теория государства и права являются единственно соразмерными по масштабности взгля­да на предмет юриспруденции и действуют по принципу дополнительности. Филосо­фия права — это учение о смысле права. Иными словами: в силу каких универсальных причин и ради каких универсальных целей уста­навливается и действует право?Необходимость более широкого использования философии в со­временной отечественной юриспруденции определяется: изменением в соотношении государства и права (движение к правовому госу­дарству); формированием юридической элиты; преодолением право­вого нигилизма; перспективами права.Среди важнейших направлений (отраслей) философии права обычно выделяют:1) правовую онтологию — учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, право­вом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона; 2) правовую гносеологию — теорию и методологию познания правовой реальности, связанную с разграничением права на естест­венное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания; 3) правовую аксиологию — учение о ценностях, которые обеспе­чиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности); 4) правовую антропологию — учение о месте человека в праве, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание; 5) правовую логику - которая выражена в системе правовых понятий и правовом мышлении. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии; 6) правовую герменевтику — как теорию постижения и истолкования смыслов содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т д.) Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь вы­ступает как искусство профессионала Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.

19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.Социология права часто рассматривается как отрасль социологии, с одной стороны, и как юридическая наука, с другой стороны. В этом втором значении социология права именуется юридической социоло­гией. Как часть юриспруденции социология права возникла в рамках общетеоретического правоведения и базируется на традициях социолого-юридического подхода в изучении права. Она обращена к праву в жизни (живое право — Е. Эрлих) Сложились три направления ис­следования в сфере отечественных разработок юридической социоло­гии: 1) социальная обусловленность права; 2) социальный механизм действия права; 3) эффективность действия законодательства и право­применительной деятельности.В общем плане предметом социологии права (юридической социо­логии) выступают специфические закономерности развития правовых нормативов, социодинамика их функционирования и последствия социального действия. Основная цель социологии пра­ва — оптимизация правового регулирования.Правовая социализация составляет важную часть общей социализации и выступает как непрерывный процесс формирования индивидуального правового опыта и усвоения социального опыта. В процессе правовой социализации личность подпадает под давление и навязывание весьма противоречивых нормативов и ценностей.Социализация может осуществляться посредством передачи опыта правового поведения другими лицами, выполнения различно­го рода деятельности, когда на практике проявляется усвоение пра­вовых норм и ценностей Наряду с научением и приобретением пра­вового опыта существует особый канал воздействия — символичес­кая социализация, которая основывается на представлениях о та­ких явлениях как правовое государство, верховенство права, права человека, судебная защита и т.п.Правовая социализация может быть определена как процесс приобретения системы правовых установок и ценностных ориента­ции, необходимых для функционирования личности в сфере дей­ствия права.Общественное мнение в отношении к праву выражено по двум определяющим направлениям. Прежде всего общественное мнение как состояние массового сознания связано с высказыванием суж­дений по общественно значимым проблемам, что должно учиты­ваться законодателем при принятии правовых решений. С другой стороны, действующее законодательство и практика его примене­ния получают свое отображение в общественном мнении, что ска­зывается на эффективности правового регулирования. В этой связи проблема изучения общественного мнения о праве, о правовой сис­теме в целом, о правовой политике, о правовых актах — составля­ет важнейшую задачу юриспруденции.

20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурацияПод аккультурацией понимается любое перемещение одной культуры в другую Идея правовой аккультурации состоит в том, что одна правовая система может быть как бы привита к другой (Ж Карбонье) Правовая аккультурация это усвоение и использо­вание правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов деятельности других правовых культур, правовых систем, правовых семей.Современный мир не может существовать в условиях замкнутости правовых культур. Разворачивается диалог правовых культур, т.е. циркуляция в общественном сознании различных идей, мировозренческих и ценностных установок, распространяемых через систему образования и воспитания, специальную литературу, средства массовой информации, деятельность различных организаций, в ходе которой происходит (перетекание) идей, их столкновение, взаимодействие. При этом правовая аккультурация может осуществляться властью с помощью законодательства и судебной практики. При заключении договоров правовая аккультурация может происходить частным путем. Учеными и преподавателями на уровне юридической науки и юридического образования также осуществля­ется правовая аккультурация. Отсюда разграничение трех видов правовой аккультурации властной, договорной и доктринальной.По результатам правовой аккультурации различается позитивная - свидетельствующая об утверждении правового института и негативная — связанная с вырождением правового института, либо отказом в его использовании. В качестве глобальной аккультурации рассматривается рецепция права, когда принципиально меняется правовая система, происходят глубинные изменения в правовой культуреОдна из проблем взаимодействия правовых культур — явление декультурации, т е разрушения правовой культуры при заимство­вании иных правовых ценностей, норм, институтов и т.д. Нараста­ние взаимодействия между правовыми культурами требует от каж­дой правовой культуры стойкости по отношению к другим право­вым культурам и способности к усвоению инноваций.