logo
TGP

71. Государственное (правовое) принуждение

Государственная власть осуществляется с использованием при­нуждения. В то же время гарантии правильной реализации принуж­дения, его эффективности заложены в сочетании принуждения и убеждения. Государственное принуждение включает в себя такие элементы как: 1) субъекты принуждения — государственный орган или должно­стное лицо; 2) осуществление принуждения — процесс воздейст­вия государственной власти на правоприменителя; 3) объект при­нуждения — физическое или юридическое лицо, допустившее про­тивоправное деяние. Характерной чертой государственного принуж­дения современного государства является осуществление его ис­ключительно в правовых формах, что дает основание называть та­кое принуждение правовым принуждением. Действительно, государ­ственное принуждение, основанное на праве и осуществляемое в пределах права, приобретает качество правового принуждения.

Неоднородность общественных отношений, регулируемых правом, определяет существование таких видов правового принуждеения как уголовно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарно правовое и административно-правовое. По функциональному значению в деле охраны правопорядка различаются государственные средства предупреждения, пресечения и наказания. Среди принудительных мер значительную роль играют восстановительные меру (меры защиты). Их необходимо отличать от мер юридической от­ветственности (штрафные меры). Штрафные меры (меры ответ­ственности) и меры защиты (правовосстановительные меры) выпол­няют разные функции.

Применение штрафных мер связано с официальным обвинением лица в совершении правонарушения (преступления или проступка) Отсюда выделяется уголовная, административная или дисциплинар­ная ответственность Применение мер защиты имеет целью обеспе­чить интересы тех лиц, права которых нарушены. Здесь защита права допустима как в силу объективно противоправного поведе­ния, так и при отсутствии противоправности. В конечном счете функция восстановительных мер сводится к обеспечению исполне­ния юридической обязанности. Характерно, что меры защиты пред­ставляют возможность правонарушителю на любой стадии процес­са возместить причиненный им вред, ущерб, уплату неустойки (штрафа, пени)

Следует за­метить, что в системе государственного принуждения используются меры, оказывающие морально-правовое воздействие в таких формах как замечание, предупреждение, общественное порицание и т. д.

Меры государственного принуждения могут применяться в свя­зи с экстремальными социальными условиями, военными действия­ми и стихийными бедствиями. Государство использует также про­филактические меры в интересах государственной безопасности, ох­раны прав граждан К примеру, применяется досмотр багажа, лич­ный досмотр, проверка документов и др. Эти меры составляют осо­бую группу в системе государственного принуждения, но они так­же должны быть регламентированы нормами права.