logo
TGP

21. Правовая аксиология. Право и ценности.

Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т.е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, оп­ределяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве опреде­ляющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой ак­сиологии важно обратить внимание на разграничение норм и ценнос­тей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Проблему ценностей в праве, отличие правовых ценностей от других видов ценностей, а также обоснование, что идея справедли­вости есть особая правовая ценность разрабатывал выдающийся правовед и философ Н. Н. Алексеев. Рассматривая различие между нравственными обещаниями и юридической его формой, т. е. дого­вором, он пришел к заключению о разных уровнях глубины в пере­живаниях ценностей. При значительной глубине переживания цен­ностей речь идет о нравственной сфере, если же глубина сравни­тельно поверхностна, то мы оказываемся в правовой сфере. Здесь принципиален вывод о том, что право является определенным уров­нем восприятия ценностей. В этой связи важна мысль о праве как интеллектуальном, а не эмоциональном подходе к ценностям. При­чем особенностью чисто правового отношения к ценностям являет­ся признание ценностей. В качестве основной правовой ценности выступает справедливость, которая мыслится как порядок отноше­ний, в котором каждому принадлежит свое место и причитается то, что принадлежит. Идея такого порядка создает определенную целост­ность, органическую связь. Иерархический порядок, в котором стоят по отношению друг к другу ценности, их правильное соотно­шение суть справедливости. Сосуществование реализованных цен­ностей, на почве общего взаимного признания, и есть порядок об­щественной справедливости, служащий основой для идеи права. При этом для действенности правовой системы внешнему статусу справедливости должен соответствовать внутренний статус добро­детели, ошибочно порой именуемой минимумом нравственности.

22. Служебная (инстр-тальная) ценность права. Ценности права. Инстр-я ценн-ть права — одно из проявл-й его обще-соц-й ценности — сост в том, что П. явл-ся регул-ром общ-х отнош-й. Инструм-м для реш-ия разнообр-х задач, в т.ч. для обесп-я функц-я др соц инст-тов (гос-ва, соц управл-я, морали и др) и иных соц благ. Как инстр-т, П. испол-ся разл-ми субъектами соц жизни — гос-вом, церковью, общ-ми объед-ми, комм-ми орг-ми, гр-ми. В цивил-м общ-ве именно П. явл одним из гл-х инструм-в, способных обесп-ть орган-ть и норм-ю жизнедеят-ть, соц мир, согласие, снятие соц напряж-ти. Под ц-тью права поним-ся его способн-ть служить целью и ср-вом удовл-я научно обосн-х, соц справедл-х общечел-х потр-й и интересов гр-н и их объед-й. Ценности в праве надо восприн-ть как шкалу измер-я самого права. Ценн-ть в праве — то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой. Опред-е юр ценностей — предмет юр аксиологии. Ценн-ть — то, что имеет значение должоство-я и свободы (Кант), т.е. положительн-ть для общ-ва: первичная: жизнь чел-ка, его честь, дост-во, законы, П.порядок: вторичная: П. (охрана жизни ч-ка, его прав, собстве-ти) Ценности права раскр-ют его роль для общ-ва и ч-ка. Прво воплощает общ-ю и инд-ю волю, вносит стабильн-ть, возд-ет на поведение людей, при этом оно не должно подавлять инд-е интересы, сообразовывать их с интересами общ-ва.ЦП тем выше, чем больше оно отобр-ет инд-й интерес. П выражает идеи спр-ти — это проявл-ся в равенстве всех гр-н перед законом. По своему предназн-ю П дложно против-ть несправедл-ти.