logo
TGP

95. Демократический и бюрократический принципы организации государства. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

Многие ученые называют демократию свободным правлением ( freegovernment)демократия более стремится к равенству, чем к свободе: «люди хотят равенства в свободе, и, если не могут ее получить, они

хотят его также и в рабстве».Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и равенство. В этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении к всеобщему освобождению. Тезис Руссо о всеобщей воле народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с началами равенства и свободы и никак не может быть от них отделен. Участие всего народа, всей совокупности его дееспособных элементов, в образовании «всеобщей воли» вытекает как из идеи равенства, так и из идеи

свободы. Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней, как, впрочем, и с классической монархией и аристократией, с тимократией и теократией, с прочими частными формами правления. Отличие современной демократии от множества ранних смешанных систем заключается в последовательности и рациональности соединения испытанных временем политических структур и связанных с ними функций. То, что мы называем демократическими принципами и процедурами по существу является рациональными средствами обеспечения устойчивости и стабильности массивных, плотных и многоуровневых политических систем современности. Современная демократия в результате предстает как рациональное и критическое освоение сложными модернизированными политическими системами наследия всех трех эпох, гибкое и прагматическое его использование.

Понятие "бюрократия" французского происхождения и означает — "господство канцелярии". Отождествление бюрократии с госу­дарством верно лишь отчасти. Макс Вебер показал неизбежность конфликта между бюрократией и демократией. Образуется как бы замкнутый круг: чем дальше идет развитие демократии, тем большие институты необходимы, которые вызывают увеличение бюрокра­тических решений, что, в конечном счете, приводит к сужению де­мократии. М. Веберу принадлежит выделение определяющих черт бюрокра­тии — это экспертная подготовка и функциональная специализация работы бюрократа, что делает его трудно заменимым, да и конт­роль за ним фактически невозможен. Причем это относится как к деятельности государственной администрации, так и к менеджмен­ту функционирующему в частной сфере. Потому одной из проблем неравноправного отношения между политикой и бюрократией дол­жен быть принцип: бюрократия — инструмент в руках политики. Вместе с тем, это не решает главной проблемы — бюрократическая рационализация многих сфер жизни резко ограничивает самореали­зацию и самопроявление личности.Следует различать понятия бюрократия и бюрократизм. Если бюрократия это слой людей, профессионально действующих в госу­дарственной и частной сферах, то бюрократизм есть коллективный эгоизм, проявляющийся у части работников управленческого аппа­рата. Основные черты бюрократизма выражены в таких характери­стиках как пренебрежение интересами народа, стремление выйти из-под общественного контроля, действовать под покровом тайны, создать условия кастовой ограниченности и некоторые другие. Обычно попытки покончить с бюрократизмом приводят к еще боль­шему росту бюрократии и часто свидетельствуют о неспособности власть придержащих решать проблемы управления. Среди магист­ральных путей борьбы с бюрократизмом:. 1) значительное сокраще­ние управленческого аппарата, чистка аппарата от сановников и не­компетентных управленцев; 2) обеспечение подлинной выборности, сменяемости, гласности, контроля снизу; 3) подъем уровня полити­ческой культуры населения для его реального влияния на суще­ствующую государственную власть.

Учитывая процесс расширения административной деятельности и все большее накопление бюрократией властных полномочий, оп­ределяющим вопросом становится контроль над деятельностью уч­реждений. При этом используется как внешний, так и внутренний контроль. Внутренний контроль встраивается в структуру самих учреждений. В системе внешнего контроля первым является законодатель, который в законодательных актах определяет меры контроля и ограничений, пределы внешнего кон­троля за каждым отдельным учреждением. Во многих государ­ствах в системе внешнего контроля используется концепция "омбудсмена".