78. Законодательная власть и ее функции
Законодательная деятельность является определяющей в компетенции парламента, что дает основание называть это направление деятельности государства законодательной властью.
Легитимность парламента непосредственно вытекает из суверенитета народа. При этом законодательная власть отделена от других подсистем власти, но взаимодействует с ними. Содержание законодательной деятельности нормативно ограничено и гарантировано конституцией. Особенно значимо, что в парламенте партии ведут борьбу за государственную власть. Обратим внимание на то, что законодательная власть проявляется не только в осуществлении законодательной функции. Для нее характерны и такие функции как представительская функция, связанная с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства, что создает условия различным социальным силам действовать через парламент; учредительная функция, которая состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создании организационных структур, специальных комиссий и т. п.; контрольная функция, выраженная в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении и т.д.
По субьектам обладающим правом законодательной инициативы различают: 1) парламентскую инициативу (внесение законопроекта членами палат); 2) народную инициативу (внесение законопроекта группами избирателей); 3) правительственную инициативу (внесение законопроекта министрами от имени главы государства или правительства); 4) специальную инициативу (внесение законопроекта органами, специально указанными в конституции). Вносить в парламент проект государственного бюджета во всех государствах исключительное право (прерогатива) правительства.
Рассмотрение законопроектов в парламенте называют чтениями. Первым чтением является принятие к рассмотрению законопроекта и оглашение его наименования председателем палаты. После этого законопроект направляется в постоянную комиссию на заключение На второе чтение лицо или представитель органа, внесшего законопроект делает доклад, а затем зачитывается заключение комиссии После этого законопроект либо возвращается в ту же комиссию либо передается другой комиссии парламента. Третье чтение представляет собой постатейное обсуждение законопроекта в палате парламента. За обычный законопроект должно быть подано простое большинство голосов присутствующих депутатов, в то время как конституционный законопроект принимается, как правило, квалифицированным большинством. После принятия законопроекта одной палатой, он передается в другую, где рассматривается в том же порядке. Принятый парламентом законопроект, направляется на утверждение главе государства. Подписанный главой государства закон публикуется в официальном издании. В случае отказа в подписании законопроект считается не принятым (право абсолютного вето) или возвращается на повторное рассмотрение (право отлагательного вето). Повторное принятие законопроекта при праве отлагательного вето обязывает главу государства подписать закон.
- 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 2. Объект, предмет и цели юриспруденции. Правоведение и государствоведение
- 3. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы, подходы и методы
- 4. Теория государства и права как общетеоретическая юриспруденция. Функции теории государства и права
- 5.Мононормы и происхождение права. Конфликтное предназначение права.
- 6. Происхождения государства.
- 7. Соотношение государства и права.
- 8. Догматический метод.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.
- 14.Законодательное (статутное) право
- 15. Прецедентное право. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Каноническое право в Украине
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности.
- 23. Социальная и личностная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования.
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 32. Субъект права и правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 41. Общесоциальные и специальные функции права, функции права и функции правосознания.
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность.
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка.
- 45. Источники права. Источники права Украины.
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 48. Усмотрение в праве: понятие и виды
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды.
- 50. Аномалия в правовой жизни. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- 51. Субъект и объект правоотношений. Юридические лица.
- 52. Систематизация нормативно- правовых актов. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности.
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса.
- 60. Правоприменительные акты
- 62. Официальное толкование права: понятие и виды
- Виды интерпретационных актов
- 63. Понятие пробела в праве
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом.
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение.
- 71. Государственное (правовое) принуждение
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство.
- 73. Суверенитет государства
- 74. Современное и досовременное государство
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества
- 83. Конституционное государство
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация
- 87. Номенклатура функций государства
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Формы современного государства
- 90. Армия как институт современного государства.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства
- 92. Аграрная политика современного государства
- 93. Инновационная политика современного государства
- 95. Демократический и бюрократический принципы организации государства. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- 96. Элитарный характер в государстве
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство
- 99. Этика и эстетика государства