logo
TGP

25. Правовой режим: понятие и виды

Одним из примеров форми­рования новых правовых понятий выступает становление понятия "правовой режим».

Понятие правового режима, получив признание в общетеорети­ческом правоведении, в новом своем качестве начало утверждаться на отраслевом уровне. Рассмотрение различных правовых режимов позволяет констатировать тот факт, что очень часто в конструировании режимов используются нормы различных отраслей права.

Особенности правовой регламентации и действия права в сферах частного права и публичного права связаны с существованием здесь специфических правовых режимов. В то же время в зависимости от состояния объекта отраслевого регулирования правовые режимы могут разграничиваться в пределах отрасли на общий ре­жим и специальные режимы.

Понятие правовой режим выходит на характеристику отдельных институтов права. Так, вопросы понятия, сущности и содержания права собственности, форм собственности, условий и порядка при­обретения права собственности, бремя содержания и риск случай­ной гибели собственности, проблема ответственности и защита пра­ва собственности — все это выражено в особенностях правового режима собственности.

Более общая проблема, связанная с существованием правовых режимов, обозначается разделением существующих правовых режи­мов на обычные и чрезвычайные. Прежде всего чрезвычайный пра­вовой режим связан с использованием специфических правовых средств и выходит за пределы одной отрасли права. Так, чрезвы­чайный правовой режим по введению военного положения, чрезвы­чайного положения и особенного положения не охватывается таки­ми отраслями как конституционное и административное, а выходит на всю систему правового регулирования..

Возникновение противоречий, ослабляющих правопорядок требу­ет не только использования специфичных процедур, но и введения таких правовых режимов, которые способны реагировать на подоб­ные противоречия. В качестве примера такого "подвижного" право­вого режима (Ю. А. Тихомиров) выделяется правовой режим пред­отвращения и устранения юридических коллизий. Этот правовой режим также является межотраслевым и складывается из нормативного массива, со своими методами воздействия на коллизионные процессы и ситуации. Для правового режима предотвращения и ус­транения юридических коллизий характерно использование комплекса юридических средств в диапазоне "от мягкого к жесткому", где присутствует взаимное информирование сторон по спорам и вопросам, уведомление, ведение переговоров, достижение догово­ренностей, взаимные компромиссы, использование арбитражных ц посреднических процедур, решение судов, санкции государства.

Как разновидность правового режима рассматривается режим законности, предполагающий обоюдное соблюдение законов как населением, так и властью. В качестве разновидности правового режима, который складывается на основе процессуальных норм и особого сочетания запретов, обязываний и дозволений, создающих атмосферу правоприменительной деятель­ности, рассматривается правоприменительный режим.

Многообразие правовых режимов в современной юриспруденции позволяет утверждать возможность их классификации по различ­ным основаниям и на разных уровнях бытия права. В частности у С. С. Алексеева можно заметить такое разграничение правовых ре­жимов: в зависимости от типов правового регулирования — обязы­вающие, общедозволительные и разграничительные правовые режи­мы; в зависимости от юридического своеобразия отрасли — отрас­левые правовые режимы; в зависимости от используемых технико-юридических приемов — общий правовой режим и правовой режим исключений.

Видимо важнейшим основанием разделения правовых режимов следует рассматривать характер используемого нормативного ос­нования (обычный, подвижный, чрезвычайный). В зависимости от этого нормативного основания правовой режим может разграничи­ваться по трем направлениям на обычный правовой режим, под­вижный правовой режим и чрезвычайный правовой режим Такой подход позволяет более эффективно использовать юридический инструментарий, законодательное оформление осуществляемой де­ятельности, а также формирование специальных государственных структур и определение их компетенции и функциональной на­правленности в зависимости от того, обычный ли это правовой режим, подвижный или чрезвычайный. Именно эти правовые ре­жимы уместно называть "первичными правовыми режимами", как доминантами, определяющими облик складывающейся правовой реальности.