logo
TGP

86. Государственные органы и их классификация

В осуществлении государственной власти определяющую роль играют государственные органы. Каждый государственный орган выступает как самостоятельный, структурно обособленный элемент государственного аппарата, наделенный компетенцией для осуществления своих функций. Создание государственного органа связано с наличием правового основания, т е определяется действующим законодательством Обычно система государственных органов устанавливается конституцией и каждый государственный орган выполняет строго определенные нормативами виды деятельности Кроме того, его организационная структура, компетенция, террито­риальные и темпоральные пределы деятельности, место в системе государственного аппарата и порядок взаимодействия с другими го­сударственными органами закрепляется в нормативно-правовых ак­тах. Государственный орган наделяется властными полномочиями и возможностью применения принудительных средств для осуществ­ления своих функций. Государственный орган имеет свою сферу приложения, свою область деятельности, которую именуют предме­том ведения. Для функциональной характеристики государственно­го органа используется понятие "компетенция", охватывающее круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому госу­дарственному органу, а также предмет его ведения (А Б Венгеров). Государственный орган может действовать исключительно в пределах своей компетенции и предмета ведения

Организация и деятельность государственных органов строится на основе принципов законности, профессионализма, отчетности, сочетания коллегиальности и единоначалия, гласности и демокра­тизм. Следует подчеркнуть, что государственный орган обязан осуществлять свою компетенцию. Однако в компетенцию некото­рых государственных органов входят отдельные полномочия, кото­рыми орган может пользоваться по своему усмотрению, например, право законодательной инициативы. Кроме того, при возникновении чрезвычайных ситуаций законом могут быть предусмотрены на этот случай дискреционные полномочия, позволяющие государственным органам действовать по своему усмотрению

Все государственные органы могут разделяться на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнитель­ной власти, органы судебной власти, правоохранительные органы и контрольно-надзорные органы. В зависимости от сложности задач и территориальных пределов деятельности государственные органы делятся на центральные и местные. Здесь следует отметить, что законодательные органы могут быть только центральными и не быва­ет местных органов законодательной власти. В связи с изменением соотношения центра и периферии в современных государствах уси­ливается значение местных государственных органов. К тому же параллельно с государственными органами на местах складываются и все более усиливаются органы местного самоуправления, создаю­щие дополнительные сложности для функционирования всей системы государственных органов