Республиканская форма правления.
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками.
Характерные признаки республиканской формы правления: 1) выборность, т.е. представительный характер верховной власти; 2) сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов; 3) срочность полномочий высших должностных лиц и высших органов власти; 4) ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий.
Формирование высших органов власти происходит на демократической основе, с обязательным условием деления власти на три ветки – законодательную, исполнительную, судебную.
Республики делятся на аристократические и демократические. Первые были характерны для античных государств и средневековых городов-государств. Вторые являются самой распространенной формой правления в современных государствах. В аристократических республиках знать управляет государством практически без участия населения.
Демократическая респ. признает официальным источником власти волю народа. В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительными властями, от того, какой орган играет главную роль в формировании правительства и руководит им, различают президентские, парламентские и смешанные республики.
Президентская республика (США, Франция, Бразилия, Мексика) характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Представительный орган – парламент – обладает законодательной властью, но, как правило, не имеет влияния на процесс формирования правительства, в руках которого находится исполнительная власть. Президент может самостоятельно сформировать правительство, назначить министров. Министры ответственны перед президентом, поэтому парламент не может объявить вотум недоверия правительству. Президент имеет право наложить вето на принимаемые парламентом законы. Президент избирается населением страны и сосредотачивает в своих руках широкие полномочия во всех сферах общественной жизни – право назначать референдумы по наиболее важным общественно-политическим вопросам и право введения ЧП, право законодательной инициативы и право утверждения законов путем их подписания, право издания нормативных актов и право объявления войны и заключения мира и т.д.
В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария) исполнительная власть подчинена парламенту, избираемому населением в ходе выборов; преобладает верховенство парламента, осуществляющего и законодательную деятельность. Правительство формируется парламентом, точнее партией или партийной коалицией располагающей большинством голосов, и несет ответственность перед ним. Во главе правительства стоит премьер-министр, который обычно является лидером руководящей партии. Главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не является главой правительства и не несет ответственность за его деятельность. Он представляет государство на внешнеполитической арене, но все его действия должны быть согласованы с правительством. У него отсутствует право назначать референдумы, вводить ЧП, налагать вето на законы, принимаемые парламентом и т.д.
Смешанная форма правления – третья форма правления, возникающая тогда, когда элементы одной формы проникают в другую. Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики:
президент избирается непосредственно избирателями;
президент самостоятельно формирует правительство, т.е. назначает министров, утверждает структуру правительства и т.д.; премьер-министра назначает, как правило, с согласия парламента;
правительство несет ответственность перед президентом;
парламент может объявить вотум недоверия правительству;
парламент может объявить импичмент президенту, т.е. поставить вопрос об отсранении президента от должности.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.