logo
ТГП экзамен

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государств – классификация государств на основании определенных признаков. Под типом государства понимаются обобщенные важнейшие черты гос-ва, свойственные большим группам государств на определенном этапе их существования и развития.

В современной юридической и социологический науке сложилось два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Суть первого подхода заключается в том, что за основу типологии гос-в берется общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства. Согласно учению об общественно-экономических формациях первой из них была первобытно-общинная формация, затем возникают сменяя друг друга рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, наконец, должна наступить коммунистическая формация. При первой формации государства еще нет, т.к. в нем нет необходимости, при последней его уже нет, т.к. необходимость в нем отмирает.

Формационный подход является научным, правильным подходом, особенно с точки зрения исторического аспекта.

Рабовладельческий тип гос-ва – исторически первое государство. Важнейшая ф-ция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, поддержка угнетения рабов. Феодальный тип гос-ва – результат исторического исчезновения рабовлад.строя и возникновения феодальной общественно-эконом. формации. Феодальное гос-во обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение значительной части их труда. Буржуазное приходит на смену феодальному. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений. Социалистический тип гос-ва возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанное на них гос-во. Социалистическое гос-во – орудие политической власти рабочего класса. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивая защиту и охрану общественной собственности.

Формационный подход позволяет проследить исторический путь, по которому развиваются государства от первоначального уровня их организации до более совершенного.

Недостатки формационного подхода: 1) слишком общий – существует множество государств, которые не могут быть отнесены ни к одной формации; 2) объяснение типов государств является однолинейным, не охватывает реального множества факторов, влияющих на тип гос-ва; 3) акцент делается только на противоположные классы, другие соц. общества во внимание не принимаются, что свидетельствует о предвзятости анализа; 4) не придает значения культурно-духовной составляющей в жизни любого общества, акцентируя внимание лишь на устремлениях антагонистических классов.

Сторонники формационного подхода выделяют особый тип государств – переходный. Переходные государства возникали в результате активизации национально-освободительных движений против колониального господства. Переходные государства характеризуются многоукладностью экономики – от первобытно-общинных до социалистических экономических отношений; по мере постепенного развития эти государства должны стать либо буржуазными, либо социалистическими. На рубеже XX-XXI вв. появились другие переходные гос-ва – постсоциалистические, когда социал. эконом.отношения трансофрмируются в капиталистические, сопровождающиеся сменой полит.строя, конституции, полит.режимов, соц.отношений.

При цивилизационном подходе тип гос-ва определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов, что также не может быть достаточным, т.к. упускаются из виду материальные, экономические факторы влияния на сущность, форму и тип гос-ва.

Тойнби формулирет понятие цивилизации как относительно замкнутого и локального состояния общества, характеризующегося общностью религиозных, психологических, культурных и географических признаков. Наиболее важными и постоянными из них он считает религию и территориальный признак. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, наиболее значительные – египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточная и др.

Цивилизационный подход позволяет подходить к типологии государств с более широких позиций, не столь схематичен и характеризует более разнообразную картину эволюций государств. С позиции этого подхода можно более глубоко проследить взаимосвязь культуры народа и гос.устройства. Гос-во является одним из важнейших факторов духовного развития общества, одно из явлений цивилизации.

Взятые в отдельности оба подхода не дают полноценной картины существования различных типов государств. По существу они дополняют друг друга.