Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
Существующие теории происхождения государства и права нередко противоречат друг другу, не содержат однозначных ответов. Одной из причин разнообразных подходов к объяснению происхождения государства и права является то, что нельзя видеть далее горизонта своего века – каждая эпоха дает истории новые точки зрения. Другая причина – идейные позиции автора.
Патриархальная теория: Платон и Аристотель видят государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха представляет собой подобие власти отца над членами семьи. Государство – продукт разросшейся семьи. Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития.
Теологическая теория: Фома Аквинский считал, что стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе. Государство является следствием изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В тоже время, государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Деятельность монарха схожа с деятельностью Бога – монарх изначально учреждает государство и только потом начинает управлять им.
Патримониальная теория: Галлер видит причину возникновения государства в интенсификации земледелия. Причиной конфликтов между различными народами являлись территории – основные источники существования в эпоху присвоения, при переходе к производящей экономике ситуация еще более усугубилась. Эта модель происхождения государства адекватна практике государственного строительства, но не может быть универсальной, т.к. не объясняет многообразие путей возникновения гос.
Естественно-правовая теория: государство есть результат общественного договора, который явился порождением разумной воли народа, человеческим изобретением и учреждением для более разумного существования, обеспечения свободы и порядка. Люди делегировали часть своих прав государству, которое приобрело меры принуждения для реализации законов. Не подтверждается практикой государственного строительства.
Психологическая теория: процесс образования государственных институтов управления имеет своей предпосылкой психологическое различие отдельных индивидов. Согласно теории люди делятся на 2 группы – люди, склонные подчиняться авторитету и сильные личности, склонные подчинять своей воле других. Из лидеров постепенно формируются институты государства. Не соответствует практике – войны.
Диффузионная теория: государство возникает в соответствии с двумя вариантами развития. Первый – передача опыта управления большими группами человеческого общества от одних народов другим (возникновение государственности у славян). Второй – распространение государственно-правового опыта на территории, где еще не было государственности (колонизации народов). Теория является сугубо идеологической и излишне идеалистической.
Инцестная теория: особенности воспроизводства человека – табу на инцест – явились исходным фактором при зарождении государственности. Отказ от права на женщину своей группы создал условия для социальной коммуникации между группами. Преувеличение полового фактора в процессе государственного строительства.
Спортивная теория: природа образования государства объясняется процессом происхождения спортивных игр. Родовая и военная элита своим появлением обязаны военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях-инициациях. Не может претендовать на универсальность, т.к. не объясняет глубинных процессов образования государства.
Органическая теория: спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции; эволюция – переход от неопределенной однородности к связной однородности. Появление общества, а затем государства – результат такой эволюции. Базисом возникновения институтов управления является семейная дифференциация – становление класса мужчин как властвующего класса. Далее классовая структура усложнялась в связи с интенсификацией военных конфликтов, возникали различные сословия и выделяется группа управленцев.
Теория насилия: предусматривает два варианта развития и двояко объясняет природу происхождения государства. Теория внешнего насилия – к образованию государства привела война между племенными общинами; институты государственной власти возникают как средство организации общества для повышения его боеспособности и как средства контроля над завоеванными государствами. Теория внутреннего насилия говорит о том, что задолго до появления частной собственности выделяется группа людей, которые путем принуждения исполняют ряд важных функций в существовании общества, не связанных напрямую с производством и экономикой; институты управления возникают как инструмент осуществления контроля над принуждаемыми.
Расовая теория: Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Гобино считал, что именно государство призвано обеспечивать постоянное господство высших рас над низшими. Человеческие расы не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях, их можно структурировать на низшие и высшие расы.
Марксистская теория: совершенствование земледелия и скотоводства приводит к разделению этих занятий, возникает специализация, а специализация приводит к перепроизводству, перепроизводство порождает необходимость обмена, необходимостью обмена обусловлено рабство (пленных заставляли работать). Большие объемы производства приводят к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности и появлению необходимости охранять богатство. Затем появляется ремесло – второе разделение труда, а после торговцы – третье. В этих условиях (частная собственности, классы, которые ничего не производят) родовая организация жизни общества становится непригодной. Согласно теории марксизма государство является следствием трех основных причин: 1) разделение труда; 2) возникновение частной собственности на средства производства; 3) раскол общества на антагонистические классы. Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.