logo
ТГП экзамен

Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)

Существующие теории происхождения государства и права нередко противоречат друг другу, не содержат однозначных ответов. Одной из причин разнообразных подходов к объяснению происхождения государства и права является то, что нельзя видеть далее горизонта своего века – каждая эпоха дает истории новые точки зрения. Другая причина – идейные позиции автора.

Патриархальная теория: Платон и Аристотель видят государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха представляет собой подобие власти отца над членами семьи. Государство – продукт разросшейся семьи. Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития.

Теологическая теория: Фома Аквинский считал, что стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе. Государство является следствием изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В тоже время, государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Деятельность монарха схожа с деятельностью Бога – монарх изначально учреждает государство и только потом начинает управлять им.

Патримониальная теория: Галлер видит причину возникновения государства в интенсификации земледелия. Причиной конфликтов между различными народами являлись территории – основные источники существования в эпоху присвоения, при переходе к производящей экономике ситуация еще более усугубилась. Эта модель происхождения государства адекватна практике государственного строительства, но не может быть универсальной, т.к. не объясняет многообразие путей возникновения гос.

Естественно-правовая теория: государство есть результат общественного договора, который явился порождением разумной воли народа, человеческим изобретением и учреждением для более разумного существования, обеспечения свободы и порядка. Люди делегировали часть своих прав государству, которое приобрело меры принуждения для реализации законов. Не подтверждается практикой государственного строительства.

Психологическая теория: процесс образования государственных институтов управления имеет своей предпосылкой психологическое различие отдельных индивидов. Согласно теории люди делятся на 2 группы – люди, склонные подчиняться авторитету и сильные личности, склонные подчинять своей воле других. Из лидеров постепенно формируются институты государства. Не соответствует практике – войны.

Диффузионная теория: государство возникает в соответствии с двумя вариантами развития. Первый – передача опыта управления большими группами человеческого общества от одних народов другим (возникновение государственности у славян). Второй – распространение государственно-правового опыта на территории, где еще не было государственности (колонизации народов). Теория является сугубо идеологической и излишне идеалистической.

Инцестная теория: особенности воспроизводства человека – табу на инцест – явились исходным фактором при зарождении государственности. Отказ от права на женщину своей группы создал условия для социальной коммуникации между группами. Преувеличение полового фактора в процессе государственного строительства.

Спортивная теория: природа образования государства объясняется процессом происхождения спортивных игр. Родовая и военная элита своим появлением обязаны военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях-инициациях. Не может претендовать на универсальность, т.к. не объясняет глубинных процессов образования государства.

Органическая теория: спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции; эволюция – переход от неопределенной однородности к связной однородности. Появление общества, а затем государства – результат такой эволюции. Базисом возникновения институтов управления является семейная дифференциация – становление класса мужчин как властвующего класса. Далее классовая структура усложнялась в связи с интенсификацией военных конфликтов, возникали различные сословия и выделяется группа управленцев.

Теория насилия: предусматривает два варианта развития и двояко объясняет природу происхождения государства. Теория внешнего насилия – к образованию государства привела война между племенными общинами; институты государственной власти возникают как средство организации общества для повышения его боеспособности и как средства контроля над завоеванными государствами. Теория внутреннего насилия говорит о том, что задолго до появления частной собственности выделяется группа людей, которые путем принуждения исполняют ряд важных функций в существовании общества, не связанных напрямую с производством и экономикой; институты управления возникают как инструмент осуществления контроля над принуждаемыми.

Расовая теория: Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Гобино считал, что именно государство призвано обеспечивать постоянное господство высших рас над низшими. Человеческие расы не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях, их можно структурировать на низшие и высшие расы.

Марксистская теория: совершенствование земледелия и скотоводства приводит к разделению этих занятий, возникает специализация, а специализация приводит к перепроизводству, перепроизводство порождает необходимость обмена, необходимостью обмена обусловлено рабство (пленных заставляли работать). Большие объемы производства приводят к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности и появлению необходимости охранять богатство. Затем появляется ремесло – второе разделение труда, а после торговцы – третье. В этих условиях (частная собственности, классы, которые ничего не производят) родовая организация жизни общества становится непригодной. Согласно теории марксизма государство является следствием трех основных причин: 1) разделение труда; 2) возникновение частной собственности на средства производства; 3) раскол общества на антагонистические классы. Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.