logo
ТГП экзамен

31. Право в системе социальных норм.

В современном обществе действуют многочисленные соц.нормы – моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные, нормы обычаев, ритуалов, традиций и т.д. каждый вид соц.норм в той или иной степени взаимодействует с правовыми нормами. Соц.нормы, правовые в том числе, возникают в силу необходимости для общества. Каждая из них обусловлена соц.необходимостью и призвана регулировать определенные отношения, но формы и методы регулирования правовыми нормами и регулирования иными соц.нормами имеют существенные различия, т.к. правовые нормы являются общеобязательными, имеют гос.поддержку и охрану, четко определяют юр.права и обязанности для всех участников регулируемых отношений, выступают в качестве равной меры оценки их поступков.

Соотношения правовых норм и норм морали. Правовые нормы и нормы морали являются важными регуляторами общественных отношений, являются взаимодействующими системами. Право и мораль поддерживают друг друга, их требования во многом совпадают. Современное право по определению не может быть безнравственным, т.к. оно перестало быть классовым регулятором и теперь призвано поддерживать и защищать общечеловеческие ценности. Общее в праве и морали наиболее очевидно проявляется в отрицательной оценке преступлений. В данном случае мораль в оценочном плане полностью совпадает с правовыми запретами, т.е. право и мораль как нормативные регуляторы действуют в одном направлении, дополняют и укрепляют друг друга. Право иногда называют юридически оформленной нравственностью, т.к. право требует соблюдения тех правил, которые поддерживаются моралью, правовые и моральные веления, запреты и предписания зачастую абсолютно тождественны. Правовые нормы в демократическом обществе должны не просто отражать его моральные принципы, но и служить активными проводниками прогрессивных моральных ценностей. Несовпадение правовых и моральных требований – это постоянное состояние права и морали. Между правом и моралью всегда существовали и будут существовать определенные противоречия, полное совпадение нравственного и правового объективно невозможно. Мораль всегда более подвижна, право более консервативно. Возможны принципиальные противоречия между правом и моралью в ситуациях, когда закон запрещает, а мораль разрешает и наоборот (например, эвтаназия).

Право и религиозные нормы. Религиозные нормы – особая разновидность соц.норм, сформулированных в определенных вероисповеданиях, которые обязаны выполнять верующие лица. Процесс взаимодействия правовых и религиозных норм имеет длительную историю. Историки считают, что в древние времена нормы права и религиозные нормы были тесно взаимосвязаны, многие правовые нормы были одновременно и религиозными. В Средние века в Европе возникает и укрепляется каноническое право, а в мусульманских странах утверждаются нормы шариата, т.е. религиозные нормы остаются важнейшими регуляторами обществ.отношений. в настоящее время в Западной Европе светское право и каноническое дистанцировались, но окончательного разрыва между ними не произошло. В отдельных странах (ФРГ) каноническое право активно регулирует определенные отношения. В мусульманских странах нормы шариата являются основными официальными регуляторами почти всех общественных отношений, их соблюдение поддерживается гос-вом. Религиозные нормы в течении истории человечества обогащали право.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы имеют некоторое сходство с правовыми: они закрепляются в оф.актах устанавливающих их организаций – уставах, положениях, имеют определенную процедуру принятия, в них определяются права и обязанности сотрудников, предусматриваются санкции за нарушение. Взаимодействие правовых и корпоративных норм заключается в том, что в праве устанавливается порядок регистрации уставных документов организаций, нормы уставов и положений не должны противоречить Конституции.

Право и обычаи. Если обычаи соответствуют нормам морали современного общества, то гос-во их поддерживает. Если обычай устарел по своей сущности, если он не соответствует современным достижениям, например в области прав человека, то он не поддерживается гос-вом (например, требование калыма, обычай многоженства и др.). За нарушение некоторых обычаев гос-во привлекает к юр.отвественности (ловля рыбы во время нереста влечет административное, а в особых случаях уголовное наказание.)