53. Толкование права: понятие, способы, виды.
Толкование права – интеллектуальный, мыслительный процесс, складывающийся из трех этапов - уяснения, разъяснения и акта толкования права.
Начальным этапом толкования права считается уяснение их смысла интерпретатором. Уяснение – внутренний мыслительный процесс, которые не имеет внешнего проявления и поэтому не имеет юридической силы. Следующим этапом толкования является разъяснение смысла и содержания норм права. Этот этап имеет внешнюю форму выражения – в форме определенного официального акта (акта толкования) – постановления, определения, инструкции и т.п.
Толкование правовых норм связывают с их конкретизацией, т.е. уточнением по смыслу, цели, месту и времени применения.
Толкование права – это не правотворчество, не процесс создания и изменения нормы права, а процесс уяснения, понимания для правильного применения. Исключением являются лишь немногочисленные случаи, когда разъяснение несовершенной нормы приобретает настолько сильное юридическое значение, что становиться правилом. Т.е. порождает правовую норму. В первую очередь это относиться к решениям Конституционного Суда по разъяснению отдельных невнятных форм Конституции и др. законов.
Основная задача толкования – обеспечение правильного, единообразного понимания и применения нормы права на всей территории государства.
Виды толкования различают по субъектам и объему.
Толкование по субъектам – это толкование в зависимости от того кто (какой орган, какое должностное лицо и т.д.) осуществляет толкование. На этом основании различают официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование осуществляется уполномоченными на то субъектами – гос.органами и должностными лицами. Официальное толкование закрепляется в специальном правовом акте, является обязательным для всех, кто будет применять разъясненную норму. Среди официального токования выделяют аутентичное – толкование тем органом, который эту норму принял (Конституция РФ не разрешает осуществлять аутентичное толкование законов Гос.Думе, а уполномочивает на это Конституционный Суд); и легальное толкование, осуществляемое субъектом толкования в соответствии с предоставленными полномочиями (Конституционный Суд, Министерство Юстиции РФ и т.п.).
Официальное толкование правовых норм бывает нормативным и казуальным. Нормативное – это такое разъяснение смысла и содержания правовой нормы, которое является обязательным для тех, кто будет применять данную норму. Оно имеет общее значение, т.е. рассчитано на множество случаев применения. Цель нормативного толкования добиться однозначности в понимании и соответственно в применении норм права. Казуальное толкование дается компетентным субъектом по конкретному делу. Казуальное толкование относиться только к тем лицам, которые являются участниками данного юр.дела. Казуальное толкование выражается в специальных актах или в отдельных частях правового акта, например, в мотивировочной части судебных решений.
Официальное толкование в зависимости от органов власти, осуществляющих толкование, делится на судебное – осуществляется судами и административное – делается органами исполнительной власти.
Неофициальное толкование осуществляется не уполномоченными на то организациями, не является юридически обязательным, не имеет юр.силы, имеет форму рекомендации.
Неофициальное толкование подразделяется на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное) и обыденное. Большое значение среди них имеет доктринальное толкование – его сила в обоснованности, аргументированности излагаемой авторитетными учеными позиции. Профессиональное толкование дается юристами-профессионалами в процессе их практической деятельности. Обыденное толкование делается в обычной обстановке, любым гражданином, который высказывает собственное суждение по поводу правового акта.
Основными способами толкования-уяснения являются следующие:
грамматический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.;
логический - совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики;
специально-юридический - совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);
систематический - совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;
историко-политический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.
Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-правового акта, требует разнообразных знаний.
Результаты официального толкования, как правило, оформляются в виде правовых актов. Официальное толкование принципиально отличается от неофициального тем, что официальное влечет необходимость принятия правового акта – акта толкования. Акты толкования так же как и нормативные или правоприменительные характеризуются многими общими признаками.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.