50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
Правоприменительный процесс – это властная деятельность уполномоченных субъектов права, направленная на решение конкретных жизненных ситуаций путем издании (принятия) индивидуального правового акта, на основе общенормативного предписания.
Необходимость применения права возникает во-первых, тогда, когда решить вопрос о реализации предусмотренного нормой права субъективного права или выполнения юр.обзанностей невозможно без субъекта, наделенного властными полномочиями; во-вторых, тогда, когда возникает спор о праве; в-третьих, в случаях решения вопроса о привлечении лица к юр.ответственности или для применения иных мер гос.принуждения (применение принудительного лечения); в-четвертых, для регулирования субординационных отношений в сфере осуществления гос.управления.
Особенности ПП: это деятельность специально уполномоченных субъектов права; всегда предполагает издание индивидуального правового акта, направленного на решение конкретного вопроса; предполагает возникновение конкретных правовых отношений между субъектом применения и другим субъектом правоотношения; осуществляется в случаях, когда вопрос не может быть решен на основе нормативного (общего) предписания; возможно при наличии обстоятельств, установленных законом (правонарушение, решение спора о праве, назначение на должность и т.п.).
Стадии применения норм права: 1) анализ фактических обстоятельств дела для правильного применения нормы; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению;
3) уяснение смысла и содержания применяемой нормы; 4) принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта): издание приказа, принятие судебного решения, вынесение приговора и т.д.; 5) реализация акта применения нормы права, т.е. его фактическое исполнение.
Правоприменение бывает двух видов. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм). Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
Одной из важнейших стадий ПП является стадия издания правоприменительного акта – официального правового документа компетентного органа, должностного лица или организации, изданного на основе правовой нормы в отношении конкретного лица, дополнительно определяющего их права и обязанности.
Существенные признаки ПА: это властные, обязательные к исполнению правовые предписания, невыполнение которых может являться основанием для привлечения виновного к ответственности; всегда имеют соответствующую форму, несоблюдение которых может повлечь его отмену или потерю им юр.силы. он имеет название (приговор, приказ) и др.атрибуты: наименование органа, его издавшего, дату, подпись, бланк и т.д.; всегда являются индивидуально-определенными, относящимися к конкретному адресату; это персонифицированные акты, акты принятые и изданные по конкретному случаю; это акты однократного действия, их действие начинается с момента принятия и заканчивается моментом исполнения; обеспечены возможностью гос.принуждения.
ПА имеют различные виды. В зависимости от субъектов принятия – это могут быть акты органов гос.власти, управления, судебных, контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления, В зависимости от места в правоприменительном процессе делятся на основные (приговор) и вспомогательные (акт экспертизы). В зависимости от формы принятия – письменные и устные (приказ командира воинского подразделения). По названию они могут быть указами, распоряжениями, приказами, постановлениями, приговорами, решениями, протоколами и т.д. В зависимости от основных функций, осуществляемых правом, праворименительные акты делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные издаются для закрепления и подтверждения правомерных действий, охранительные – в целях профилактики правонарушений.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.