37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
Нормативный правовой акт – официальный документ компетентного органа власти, направленный на установление новых, изменение действующих или отмену устаревших правовых норм. Самый распространенный и основной источник права в различных правовых системах, в т.ч. в РФ.
Признаки правового акта:
Образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях – в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.) по тем вопросам, регулирование которых входит в его компетенцию. Все виды нормативных актов образуют систему, основанную на иерархической соподчиненности. Каждый вид нормативных правовых актов занимает строго определенный уровень в иерархии, который определяется исходя из нормативно установленного значения этого акта в общей системе. В большинстве случаев критерием определения места акта в иерархии служит статус издающего органа в системе государственно-властных органов.
В нем формулируются и содержатся нормы права, которые представляют собой общеобязательные государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы действуют постоянно и непрерывно, пока не будут отменены органом их издавшим, вышестоящим органом или в судебном порядке.
Имеет официально-документированную форму и особую структуру. Должно содержаться указание на наименование органа, лица его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, параграфы, и т.д.), подпись уполномоченного лица.
Особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Верховенством среди них обладает закон.
Закон – нормативно правовой акт, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Наибольшей юридической силой среди законов обладает Конституция – основной закон, в ней закрепляются основы гос.строя, определяется организация и виды ветвей власти, закрепляются основные права, свободы и обязанности граждан, принципы внутригос.отношений. Все другие акты должны соответствовать Конституции.
Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они, как правило, определены в самой Конституции и отличаются более сложным порядком принятия, чем для обычных законов. Промежуточное положение между Конституцией и обычными законами занимают органические законы – их принятие направлено на развитие конституционных норм. Следующими по юр.силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции, конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.
Помимо этого в федеративных государствах субъекты федерации имеют право на издание своих законов – законов субъектов федерации в рамках предоставленной им компетенции. В федеративных гос-вах действует принцип верховенства федерального права, т.е. федеральные законы обладают высшей силой.
По форме объединения нормативного материала обычные законы могут быть кодифицированные (кодекс) или текущие (тематические). По времени действия законы делятся на временные, постоянные и чрезвычайные.
В странах с романо-германской правовой системой наряду с законами существует еще одна обширная группа нормативных правовых актов, условно именуемая подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконный нормативный правовой акт – это такой вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона.
Признаки:
основываются на положениях закона и не должны им противоречить;
им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законами;
они быстрее реагируют на потребности общественного развития;
нормы подзаконных нормативно правовых актов в большинстве своем имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов.
Подзаконные правовые акты делятся на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др. Основой классификации подзаконных актов является принадлежность к органам их издающим. Положение того или иного органа в системе властных органов влияет на юр.силу подзаконного акта. Поэтому указы президента всегда называют первыми в числе подзаконных актов, затем идут акты правительства, других органов исполнительной власти, местных органов самоуправления.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.