Государственно-правовой режим и его виды.
Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, но не охватывает всю систему политических отношений, т.е. он относиться к деятельности государства. Политический режим – понятие более широкое, чем государственный режим, оно включает приемы и методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил – партий и движений, в том числе и оппозиционных. Отождествлять гос. и полит. Режимы не следует.
Государственный режим во всех своих проявлениях регулируется правовыми актами, которые могут быть демократическими или устанавливающими авторитарный режим. Государственный режим характеризуется следующими качественными признаками:
способы и порядок формирования органов гос.власти и управления;
распределение компетенции между ветвями власти;
характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т.д.);
государственные гарантии прав и свобод граждан;
верховенство правовых законов в механизме правового регулирования;
роль права в решении государственных дел;
независимость судебной власти;
независимость (или зависимость) и свобода (или не свобода) средств массовой информации от государственного вмешательства;
место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки;
степень участия населения страны в управлении государством;
методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов.
Наличие или отсутствие перечисленных признаков в деятельности государства характеризует гос.режим как демократический, либо как антидемократический. Уровень демократичности режима можно измерить количеством признаков, наличествующих или отсутствующих в деятельности государства. Именно совокупность этих признаков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию двух основных гос.режимов.
Демократический режим – организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших органов власти и участие населения в решении гос.дел, провозглашаются и обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина. Демократический режим основывается на принципах народного суверенитета, политической свободы, равноправия, разделения власти, периодичности смены органов власти, многопартийности, плюрализма мнений, независимости средств массовой информации, многообразии форм собственности и т.д.
Тоталитарный режим – организация власти, при которой устанавливается жесткий контроль государства над обществом и личностью, он опирается на однопартийную систему, одну идеологию, которая считается единственно правильной. При тоталитарном режиме правящая партия сращивается с гос.аппаратом, не допускаются многопартийность, плюрализм общественного мнения, средства массовой информации подчинены государству. Такой режим опирается на огромный бюрократический аппарат, армию, полицию, разведку.
Авторитарный режим – режим, при котором вся полнота власти концентрируется в руках одного лица или правящей элиты, оппозиция формально провозглашается, но фактически разрешается деятельность только таких организаций, которые поддерживают правящую элиту. Региональная и местная власти подчинены центральной, политические права и свободы граждан закреплены в законодательстве, но фактически не реализуются. Формально этому режиму присущи элементы демократизма и законности. Большую роль в нем играет харизматическая личность лидера государства и правящей партии.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.