Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
Форма гос.утройства – территориальная организация государственной власти, взаимосвязь государства как целого с его составными частями.
Как правовой институт, гос.устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; Н, ПР и ПЛ практику, устанавливающие способ государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); Н, ПР и ПЛ практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и АТ единицами); нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.
Территориальное устройство определяется исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов.
Форма государственного устройства – категория качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть разные формы государственного устройства.
По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство – наиболее распространенная форма устройства современных государств. Это единое, цельное государство, не имеющее в своем составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами самостоятельности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному признаку. В них действует единая система центральных и местных органов власти, в них существует единый центр власти. На территории унитарного государства действует единая конституция и соответственно существует единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центральных органов власти. Она более удобна для управления, т.к. решения центральных органов действуют напрямую.
В мире существуют унитарные государства разных форм: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.
В централизованных государствах местное самоуправление существенно ограничено в правах и отсутствуют вовсе. В децентрализованных органы местного самоуправления входят в систему органов гос.власти, функционируют самостоятельно. Простые унитарные гос-ва состоят только из АТ единиц, а сложные имеют в своем составе административные автономии.
Федеративное гос-во – всегда сложное гос-во, состоящее из нескольких гос.образований. При создании федеративных государств всегда решается вопрос о передаче федеральному центру определенных экономических, политических, управленческих полномочий. Одновременно решается вопрос о том, какие полномочия сохранить за субъектами.
Признаки федерации: 1) субъекты обладают элементами государственности (имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, гос.символы и т.д.); 2) федеральный центр имеет высшие властные органы (парламент, правительство, высшие судебные органы); 3) территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов; 4) возможно двойное гражданство; 5) федеральный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов; 6) два вида законов – общефедеральные и субъектов; 7) существует двойная система налоговых потоков.
В зависимости от признака, положенного в основу образования, различают нац.-государственные и АТ федерации. В зависимости наличия различия правового статуса субъектов выделяют федерации ассиметричные (РФ) и симметричные (США). Относительно централизованные федерации – государства, в которых очень большие полномочия принадлежат фед.власти. Относительно децентрализованные – субъекты обладают широкими полномочиями.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.