23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР - это Верховный народный суд, местные народные суды, "военные суды и другие специальные народные суды". В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что "судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом" (ст. 3, разд. 1). Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. Например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов.
В большинстве конституций закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то ни было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что "судебное разбирательство является открытым", "преимущественно устным, особенно по уголовным делам" (ст. 120)
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, что отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; соответствующие суды субъектов федерации.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.
В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.