Вопрос 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
Необходимость специальных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном праве вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе», и поэтому общество не может предъявлять ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания, поскольку оптимальный путь исправления несовершеннолетнего – не привлечение его в обязательном порядке к уголовной ответственности, а применение мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. Вместе с тем важное значение при расследовании преступления имеет установление уголовной ответственности лица. Установление уголовной ответственности предполагает не только определение круга деяний, признаваемых общественно опасными и в силу этого противоправными, но и их порицание, общегосударственную отрицательную оценку; при том мера этой оценки заранее определена в виде санкций соответствующих норм закона.
При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суды должны руководствоваться Постановлением Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам несовершеннолетних», который рекомендует судам обсуждать прежде всего возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея ввиду не только требования, изложенные в ст.60 УК РФ, но и условия предусмотренные ст. 89 УК РФ. В данном постановлении указывается, что суд вправе принять решении о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
Выделение специальных норм, распространяющихся только на несовершеннолетних, обусловлено особым вниманием к ним законодателя, стремящегося обеспечить целенаправленное правовое воздействие на индивидуально определенную группу лиц для достижения максимального положительного эффекта.
Исходя из целей наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ) в ст. 88 Кодекса определяются виды наказаний для несовершеннолетних. К ним относятся: а) штраф; б) лишение права заниматься определённой деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест лишение свободы на определённый срок. Таки образом, к несовершеннолетним не применяются такие наказания, как лишение специального, воинского, или почётного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе, конфискация имущества; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Из тринадцати установленных в ст. 44 УК РФ видов наказаний к несовершеннолетним могут применяться лишь шесть. В числе причин такого решения законодателя следует указать на две основные. Во-первых, некоторые наказания не могут быть применены к несовершеннолетним в силу их возраста и положения в обществе (например, лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград, ограничение по военной службе). Во-вторых, ряд наказаний является слишком строгим для лиц, ещё по настоящему не осознавших своё место в обществе (например, пожизненное лишение свободы). А всё потому что российское уголовное законодательство соответствует международным правовым нормам, в частности, Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. В соответствии со ст. 37 указанной Конвенции ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающие возможности освобождения, не должны назначаться за преступления, совершенные лицами, моложе 18 лет.
К особенностям наказания несовершеннолетних относится не только ограничение их видов, но и сокращение сроков и размеров применяемых наказаний по сравнению с теми же видами, применяемыми в отношении взрослых.
Следует отметить, что в прежнем уголовном законодательстве (УК РСФСР 1960 года) не было никаких указаний относительно видов назначаемых несовершеннолетним уголовных наказаний. Только две статьи - ст. 10 и ст. 63 УК РСФСР посвящались особенностям ответственности несовершеннолетних и то поверхностно. Назначение наказания несовершеннолетним основывалось на тщательном толковании уголовного закона и отражалось в определенных закономерностях судебной практики. В частности, в основном суды применяли лишение свободы, хотя и на краткие сроки.
УК РФ 1996 года более детально подошел к рассматриваемому вопросу, предоставив определенный перечень уголовных наказаний для несовершеннолетних преступников. В целях гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних с учетом их возрастных, психологических, физиологических и иных особенностей в п.п. 2-6 ст. 88 УК РФ установлены ограничения размеров наказаний, которые могут назначаться лицам от 14 до 18 лет. Размеры или сроки наказаний относительно рассматриваемой категории преступников снижены почти вдвое.
Перейдя к анализу отдельных видов наказаний, целесообразно начать со штрафа. Согласно ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Пункт «в» ч.2 ст.88 УК РФ содержит такой вид уголовного наказания, как обязательные работы, которые назначаются несовершеннолетнему на срок от сорока до ста шестидесяти часов. Согласно ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденными в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. На наш взгляд, широкое применение обязательных работ позволило бы полнее реализовать изложенный в ст. 60 УК РФ принцип приоритета более мягких видов наказаний, чем лишение свободы.
Обязательные работы, в определенной степени ограничивая свободу, являются наиболее щадящим способом воздействия на личность. Они могут выступать в отношении несовершеннолетних вполне эффективным наказанием.
Во-первых, происходит ограничение бессодержательного досуга или свободного времени подростков – столь «важного и ценного» для них. Во-вторых, они испытывают чувство ущемлённости от бесплатного труда, от количества, характера, условий осуществления которого несовершеннолетние не могут уклониться.
Таким образом, ограничиваются такие конституционные права, как право на вознаграждение за труд и право на отдых (ч. 3, 5. ст. 37 Конституции РФ). Обязательные работы в отношении подростков имеют большое исправительно-воспитательное воздействие, вырабатывают в несовершеннолетних ответственное отношение к общественным мероприятиям.
Следующим видом уголовных наказаний в системе наказаний для несовершеннолетних являются исправительные работы. Они могут применяться в тех случаях, когда характер и степень опасности совершенного преступления и личность виновного свидетельствуют о том, что несовершеннолетний не нуждается в ограничении, а тем более лишении свободы, и его исправление может быть достигнуто в обычных условиях свободы и трудовой деятельности. Цели уголовного наказания достигаются при участии в общественно-полезном труде – одном из действенных и эффективных средств исправления и перевоспитания осужденного.
Исправительные работы оказывают психологическое воздействие на осужденного, порождая имущественные последствия, уменьшая заработок осужденного, ограничивая его права на перемену места работы и т.д. При осуществлении рассматриваемого наказания должна проводиться воспитательная работа в рамках трудового коллектива, где работает несовершеннолетний осужденный.
В последние годы в силу осложнения социально-экономической обстановки применение судами исправительных работ заметно сократилось.
Часть 5 ст. 88 УК РФ предусматривает назначение такого вида наказания, как арест. Это новый вид уголовного наказания, впервые установленный УК РФ 1996 года. Идея введения наказания в виде ареста в теории уголовного наказания обсуждалась давно. Арест является средством моральной встряски правонарушителя, особенно если он осуждается впервые. Условия отбывания данного наказания достаточно жесткие и суровые. Ст. 54 УК РФ предполагает содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Арест оказывает сильное психологическое воздействие на осужденного, характеризуется возложением на него физических тягот, связанных со строгой изоляцией от общества, с подчинением условиям режима.
В соответствии с ч.5 ст.88 УК РФ арест назначается несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. Срок ареста сокращен на 1/3 по сравнению со взрослыми. Правильным будет применение рассматриваемого наказания в отношении несовершеннолетних с более устойчивой преступной ориентацией. Можно назначить арест за преступления небольшой или средней тяжести, если виновное лицо ранее осуждалось к лишению свободы условно, либо в отношении него применялись иные меры уголовно-правового воздействия, не связанные с изоляцией от общества.
Назначение ареста несовершеннолетним имеет определенную специфику. Известно, что несовершеннолетние обладают определенными психологическими особенностями, выражающимися в некоторой неустойчивости сознания. Предварительно следует выяснить с помощью соответствующих специалистов – психологов, психиатров и пр. - психологическое состояние подростка, чтобы у него не было негативных последствий после отбытия такого вида наказания.
Завершает систему уголовных наказаний для несовершеннолетних – лишение свободы на определенный срок. Это самое строгое уголовное наказание для несовершеннолетних. Поэтому в отношении названной категории преступников лишение свободы должно назначаться в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления. Суд вправе применить решение о назначении несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможно без изоляции от общества.
Лишение свободы сопряжено с возложением на осуждённого определённых правоограничений, существенно изменяющих его правовой статус. Одним из них является изоляция, которая как правоограничение влечёт за собой другие, связанные с ней негативные для личности осуждённого последствия. Они выражаются в ограничении свободы передвижения и выборе места жительства, ограничении свободы передвижения и выборе места жительства, ограничении в выборе рода занятий и т.д. В этой связи не только обществу, но и государству, провозгласившим интересы личности приорететными, очень важно дать себе отчёт об эффективности формирования этой личности в условиях изоляции. Сегодня есть все основания утверждать, что итоги данного процесса, как правило, менее позитивны, чем те, на которые рассчитывает общество, лишая несовершеннолетнего преступника свободы.
Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
Также говоря об особенностях назначения наказаний несовершеннолетним, не следует забывать о ст. 89 УК РФ. Ориентируясь на общие начала назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, кроме этого, учитывает условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
При назначении любого наказания судом должны соблюдаться определённые отправные общие начала или основные принципы. Речь идёт об общих началах назначения наказания, перечисленных в ст.60 УК РФ.
Одним из важнейших достоинств ст. 60 УК РФ является указание на обязанность суда назначить справедливое наказание. Справедливость наказания в соответствии с общими началами назначения наказания является основным признаком, которым должно обладать наказание, назначаемое лицу, признанному виновным в совершении преступления.
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Содержание дисциплины Модуль I. Понятие, предмет, задачи, система и принципы уголовного права. Уголовная политика
- Модуль II. Уголовный закон
- Модуль III. Преступление и уголовная ответственность
- Модуль IV. Общие понятия о составе преступления
- Модуль V. Объект преступления
- Модуль VI. Объективная сторона преступления
- Модуль VII. Субъект преступления
- Модуль VII. Субъективная сторона преступления
- Модуль IX. Стадии совершения преступления
- Модуль X. Соучастие в преступлении
- Модуль XI. Множественность преступлений
- Модуль XII. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Модуль XIII. Уголовное наказание
- Модуль XIV. Назначение наказания
- Модуль XV. Освобождение от уголовной ответственности
- Модуль XVI. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость
- Модуль XVII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Модуль XVIII. Иные меры уголовно-правового характера
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Вопросы к зачету
- 4.3. Вопросы к экзамену1.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- Вопрос 1. Понятие, предмет и метод уголовного права
- Вопрос 2. Система уголовного права (т.21 Особенной части, проверить по записи лекции).
- Вопрос 3. Задачи уголовного права
- Вопрос 4 Наука уголовного права.
- Вопрос 5. Понятие и содержание уголовно-правовой политики.
- Модуль 2. Уголовный закон
- Вопрос 2. Структура уголовного закона
- Вопрос 3. Действие уголовного закона во времени
- Вопрос 4. Действие уголовного закона в пространстве
- Вопрос 5. Толкование уголовного закона. Аналогия в уголовном праве
- Модуль 3. Преступление и уголовная ответственность
- Вопрос 1. Понятие преступления в законе и уголовно-правовой теории. Признаки преступления.
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Модуль 4. Общие понятия о составе преступления
- Вопрос 2. Виды составов преступлений.
- Модуль 5. Объект преступления
- Модуль 6. Объективная сторона преступления
- Вопрос 1. Понятие, содержание и юридическое значение объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Модуль 7. Субъект преступления
- Вопрос 2. Возраст субъекта уголовной ответственности
- Вопрос 3. Вменяемость: понятие, критерии определения, уголовная ответственность
- Вопрос 4. Совершение преступления в состоянии опьянения
- Вопрос 5. Специальный субъект преступления
- Модуль 8. Субъективная сторона преступления
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 2. Вина
- Вопрос 3. Умысел и его виды
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 5. Двойная форма вины
- Вопрос 6. Мотив и цель
- Вопрос 7. Ошибки и их уголовно-правовое значение.
- Модуль 9. Стадии совершения преступления
- Вопрос 2. Приготовление к преступлению
- Часть 1 ст. 30 ук перечисляет формы, в которых реализуется приготовление.
- Вопрос 3. Покушение на преступление
- Часть 3 ст. 30 ук характеризует покушение как действие (бездействие). Покушение реализуется в бездействии, например при убийстве, когда жертву, находящуюся в беспомощном состоянии, лишают воды и пищи.
- Вопрос 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Модуль 10. Соучастие в совершении преступления
- Вопрос 2. Виды соучастников преступления
- Вопрос 3. Формы соучастия в преступлении
- Вопрос 4. Ответственность соучастников преступления
- Модуль 11. Множественность преступлений
- Вопрос 2. Отличие множественности преступлений от единых (единичных) сложных преступлений. Значение множественности преступлений.
- Вопрос 3. Формы множественности преступлений, их виды.
- Вопрос 4. Понятие и признаки совокупности преступлений. Виды совокупности.
- Вопрос 4. Понятие и признаки рецидива преступлений. Виды рецидива. Уголовно-правовые последствия рецидива преступлений.
- Модуль 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Вопрос 2. Понятие необходимой обороны. Условия ее правомерности.
- Вопрос 3. Задержание лица, совершившего преступление. Условия правомерности причинения вреда преступнику.
- Вопрос 4. Крайняя необходимость. Условия ее правомерности.
- Вопрос 5. Физическое или психическое принуждение.
- Вопрос 6. Обоснованный риск.
- Вопрос 7. Исполнение приказа или распоряжения.
- Модуль 13. Уголовное наказание
- Вопрос 2. Классификация видов наказаний.
- Вопрос 3. Характеристика видов наказаний.
- Часть 3 ст. 54 ук гласит: «Военнослужащие отбывают арест на гаупвахте».
- Модуль 14. Назначение наказания
- Вопрос 1. Общие начала назначения наказания.
- Вопрос 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- Вопрос 3. Назначение наказания за неоконченное преступление.
- Вопрос 4. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии.
- Вопрос 5. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
- Модуль 15. Освобождение от уголовной ответственности
- Вопрос 2. Освобождение от уголовной ответственности с связи с деятельным раскаянием.
- Вопрос 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
- Модуль 16. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость.
- Вопрос 2. Условное осуждение (ст. 73 ук).
- Вопрос 3. Условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
- Вопрос 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Отсрочка отбывания наказания Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
- Вопрос 5. Амнистия и помилование.
- Вопрос 6. Судимость. Погашение и снятие судимости.
- Модуль 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Вопрос 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
- Вопрос 3. Принудительные меры воспитательного воздействия
- Модуль 18. Иные меры уголовно-правового характера.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Работа с кейсами
- Именем Российской Федерации
- Характеристика содержания и структурных элементов рубежного контроля
- Образец кейса по модулям 9-11, 13-14.
- Пример типового теста
- Уголовное право. Общая часть
- Тема 4. Уголовный закон Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Тема 5. Преступление Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Задача 18
- Задача 19
- Задача 20
- Задача 21
- Задача 22
- Задача 23
- Задача 24
- Задача 25
- Тема 6. Состав преступления Задача 26
- Задача 27
- Задача 28
- Задача 29
- Задача 30
- Тема 7. Объект преступления Задача 31
- Задача 32
- Задача 33
- Задача 34
- Задача 35
- Задача 36
- Задача 37
- Тема 8. Объективная сторона преступления Задача 38
- Задача 39
- Задача 40
- Задача 41
- Задача 42
- Задача 43
- Задача 44
- Задача 45
- Задача 46
- Задача 47
- Задача 48
- Тема 9. Субъект преступления Задача 49
- Задача 50
- Задача 51
- Задача 52
- Задача 53
- Задача 54
- Задача 55
- Задача 56
- Задача 57
- Задача 58
- Тема 10. Субъективная сторона преступления Задача 59
- Задача 60
- Задача 61
- Задача 62
- Задача 63
- Задача 64
- Задача 65
- Задача 66
- Задача 67
- Задача 68
- Задача 69
- Задача 70
- Задача 71
- Задача 72
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления Задача 73
- Задача 74
- Задача 75
- Задача 76
- Задача 77
- Задача 78
- Задача 79
- Задача 80
- Задача 81
- Задача 82
- Задача 83
- Задача 84
- Задача 85
- Задача 86
- Тема 12. Соучастие в преступлении Задача 87
- Задача 88
- Задача 89
- Задача 90
- Задача 91
- Задача 92
- Задача 93
- Задача 94
- Задача 95
- Задача 96
- Задача 97
- Задача 98
- Задача 99
- Тема 13. Множественность преступлений Задача 100
- Задача 101
- Задача 102
- Задача 103
- Задача 104
- Задача 105
- Тема 14. Обстоятельства, исключающие преступность деяния Задача 106
- Задача 107
- Задача 108
- Задача 109
- Задача 110
- Задача 111
- Задача 112
- Задача 113
- Задача 114
- Задача 115
- Задача 116
- Задача 117
- Тема 16. Назначение наказания Задача 118
- Задача 119
- Задача 120
- Задача 121
- Задача 122
- Тема 17. Освобождение от уголовной ответственности
- Задача 127
- Задача 128
- Задача 129
- Задача 130
- Задача 131
- Рефераты