Вопрос 3. Умысел и его виды
Умысел представляет собой одну из форм вины. Умышленная вина опаснее неосторожной, что подтверждается, в частности, отнесением законодателем к числу особо тяжких преступлений только тех, которые совершены умышленно (ч.5ст.15 УК РФ).
Определение умышленной вины содержится в ст. 25 УК РФ. В ч. 1 данной статьи указано, что «преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом». На основании ч. 2 этой статьи «преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления». В соответствии с ч. 3 данной статьи «преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично». В этих определениях умысла выражено психологическое и социально-политическое содержание рассматриваемой формы вины.
Каждому из определенных в ст. 25 УК РФ видов умысла присущи интеллектуальные и волевой моменты. Интеллектуальных моментов два. Первый выражается в осознании лицом, совершающим преступление, общественно опасного характера своих действий или бездействия, то есть того, что относится к настоящему времени (на момент совершения деяния), а второй – в предвидении его общественно опасных последствий (при прямом умысле – возможности или неизбежности их наступления, а при косвенном – только возможности), то есть того, что относится к будущему времени. На необходимость осознания общественно опасного характера своего деяния и предвидения его общественно опасных последствий лицом, признаваемым виновным в совершении умышленного преступления, неоднократно обращалось внимание высшими судебными инстанциями.
Волевой момент прямого умысла состоит в желании наступления общественно опасных последствий, а косвенного – в нежелании, но сознательном допущении этих последствий или безразличном отношении к ним.
Прямой умысел характеризуется наличием у виновного осознания общественно опасного характера своих действий или бездействия, предвидения возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий (интеллектуальные моменты) и желания их наступления (волевой момент).
Косвенный умысел выражается в наличии у виновного осознания общественно опасного характера своих действий или бездействия, предвидения возможности наступления общественно опасных последствий (интеллектуальные моменты) и нежелания, но сознательного допущения наступления этих последствий или безразличного отношения к ним (волевой момент).
При общей характеристике интеллектуальные моменты обоих видов во многом схожи (хотя степень предвидения общественно опасных последствий у них не совпадает), а волевые – различны.
Осознание общественно опасного характера действия или бездействия – это знание, понимание виновным того, что совершаемое действие или воздержание от него носит общественно опасный характер, то есть представляет опасность для общественных отношений. При этом предполагается знание, понимание виновным конкретной общественной опасности действия или бездействия, а не абстрактной.
Уголовный закон указывает на осознание именно общественно опасного, а не противоправного характера деяния. Вот почему для наличия данного интеллектуального момента не требуется, чтобы виновный осознавал запрещенность совершаемого действия или воздержания от него уголовным законом – незнание закона не освобождает от уголовной ответственности. Если человек не осознавал, что его действие или бездействие запрещено уголовным законом, то налицо юридическая ошибка, которая не влияет на уголовную ответственность.
Указание на осознание общественно опасного характера действия или бездействия связано с различным подходом законодателя к установлению возраста наступления уголовной ответственности за разные по характеру преступления. Законодатель учитывает возможность, способность человека (исходя из его умственного развития, определяемого по общему правилу достижением определенного возраста) понимать, что данное по характеру деяние представляет общественную опасность. Например, то, что нельзя убивать, воровать, понятно уже четырнадцатилетнему. Это обусловливает установление уголовной ответственности, в частности, за убийство, кражу с момента достижения лицом такого возраста.
Предвидение общественно опасных последствий – это понимание лицом того, что его действие или бездействие повлечет конкретные последствия, которые находятся в причинной связи с самим деянием.
Совершая умышленное преступление, виновный предвидит, во-первых, конкретные последствия, во-вторых, их общественно опасный характер и, в-третьих, неизбежность или возможность как реальную вероятность наступления таковых.
При совершении преступления с прямым умыслом виновный предвидит неизбежность или возможность как большую степень вероятности наступления общественно опасных последствий. Например, предвидит наступление смерти потерпевшего, когда стреляет в свою жертву в упор – в висок или в область груди.
Совершая преступление с косвенным умыслом, он предвидит возможность меньшую, чем при прямом, но со значительной степенью вероятности наступления общественно опасных последствий. В этом состоит отличие косвенного умысла от прямого по интеллектуальному моменту. Если эту степень вероятности попытаться для наглядности выразить в цифровом исчислении (разумеется, весьма условно), то она будет равняться примерно 50%. Например, применительно к причинению тяжкого вреда здоровью такая степень налицо, когда виновный во время футбольного матча бросает сверху на нижние ряды трибун стадиона стеклянную бутылку.
Волевой момент прямого умысла характеризуется желанием того, чтобы наступили общественно опасные последствия, которые являются либо единственной целью (например, при убийстве из мести), либо необходимым средством для достижения иной цели (например, при убийстве с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение).
Волевой момент косвенного умысла выражается в том, что виновный не желает наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает наступление их или относится к ним безразлично, в чем и заключается основное отличие косвенного умысла от прямого,
Это проявляется в том, что виновный, во-первых, не стремился к наступлению указанных последствий, во-вторых, допускает их наступление в данной конкретной обстановке и, в-третьих, относится к ним безразлично, то есть рассчитывает не на какие-либо определенные обстоятельства (собственные действия, действия других людей или сил природы), которые, по его мнению, могут воспрепятствовать наступлению последствий, а на какую-нибудь случайность, то есть «на авось».
Конструируя формальные составы в отличие от материальных, законодатель не включает в них последствия. Поэтому определение умысла в преступлениях с формальными составами усечено. Если интеллектуальными и волевыми моментами умысла в преступлениях с материальными составами охватываются действие, бездействие, последствие, то в преступлениях с формальными составами – только действие или бездействие. Здесь умысел выражается в осознании виновным общественно опасного характера своего действия или бездействия (интеллектуальный момент) и в желании совершить его или воздержаться от этого (волевой момент).
Уголовно-правовое значение имеет только сознательное действие (или бездействие), Осознавая и совершая его (или воздерживаясь от его совершения), человек не может не желать этого. «Действие всегда желанно, если только оно не совершено под влиянием непреодолимой силы или физического принуждения»*. Следовательно, волевой момент умысла в преступлениях с формальными составами выражается только в желании совершить действие или воздержаться от него, то есть такие деяния могут совершаться только с прямым умыслом.
В каждом составе преступления умысел имеет определенное содержание. Встречаются на практике и случаи, когда в процессе виновного совершения конкретного преступления прямой умысел виновного, соответствующий по содержанию одному составу, например кражи чужого имущества, трансформируется также в прямой умысел, соответствующий по содержанию другому составу, например, грабежа или разбоя. Это имеет место при перерастании одного деяния в другое, более опасное, в частности кражи в грабеж или разбой либо грабежа в разбой. Такое перерастание возможно в связи с тем, что согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 года «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества» (с изменениями от 21 сентября 1977 года, 27 ноября 1981 года и 26 апреля 1984 года) «хищение следует считать оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им распоряжаться по своему усмотрению или пользоваться им»*. Поэтому, когда, например, виновный, изъяв чужую вещь, но не получив реальной возможности распоряжаться по своему усмотрению или пользоваться ею, то есть при неоконченной краже, встречая сопротивление потерпевшего, применяет насилие к нему с целью удержать изъятое имущество, налицо перерастание кражи в грабеж, соединенный с насилием, если оно не опасно для жизни или здоровья потерпевшего, или в разбой, если оно представляет такую опасность. В подобных случаях умысел на совершение кражи трансформируется в процессе совершения преступления в умысел на совершение грабежа или разбоя. При квалификации деяния оно рассматривается как одно, более опасное, совершенное с умыслом на это преступление. Указанная трансформация возможна лишь при совершении преступлений, во-первых, с прямым умыслом, во-вторых, однородных и, в-третьих, до момента окончания начального менее опасного деяния. При совершении, в частности, неоднородных преступлений, например, когда у грабителя, отнявшего у потерпевшей шубу, возникает намерение изнасиловать женщину и он его реализует, имеет место не трансформация, а возникновение умысла на совершение нового преступления. Тогда содеянное как содержащее два различных состава преступления квалифицируется по их совокупности.
Помимо деления умысла на прямой и косвенный, теорией уголовного права и судебной практикой разработана в целях правильной и обоснованной квалификации преступлений его дифференциация на виды еще по двум основаниям: по времени возникновения и степени определенности.
По времени возникновения умысел подразделяется на заранее обдуманный и внезапно возникший. При этом выделяется его разновидность – аффектированный умысел, указания на который содержатся в уголовном законе (ст. 107, 113 УК РФ).
По степени определенности умысел делится на определенный (конкретизированный) и неопределенный (неконкретизированный). В свою очередь, первый бывает двух видов – простой и альтернативный.
Членение умысла на заранее обдуманный и внезапно возникший имеет как уголовно-правовое, так и криминологическое значение. То и другое важно различать.
В криминологическом понимании, которое шире уголовно-правового, они оба выступают как разновидности психического отношения лица не только к совершенному преступлению, но и к возможности такого совершения. В частности, это означает, что для криминологии имеют значение возникновение, формирование, обнаружение умысла, источники его возникновения, а также любые, в том числе не являющиеся признаками субъективной стороны конкретного состава преступления, мотивы и цели, которые могут быть удовлетворены или достигнуты преступным путем.
Все это создает возможность более целенаправленного и эффективного применения специальных мер предупреждения умышленных преступлений. В криминологическом понимании внезапно возникшим является такой умысел, при котором вследствие незначительности промежутка времени от его появления до реализации практически исключается возможность спланировать и реализовать меры по предупреждению данного деяния. Когда же они имеются, умысел признается заранее обдуманным.
Одно из конкретно-социологических исследований показало, что с внезапно возникшим умыслом, понимаемым в криминологическом смысле, было совершено большинство (89,8%) насильственных преступных деяний, в том числе 90,8% преступлений против собственности, 76,6% – против личности, все преступления против порядка управления и 98,3% – против общественного порядка.
Уголовно-правовое значение рассматриваемого деления умысла на виды заключается в том, что, во-первых, только при заранее обдуманном умысле могут быть стадия приготовления к преступлению, соучастие, выражающееся в совершении преступления по предварительному сговору группой лиц, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), и, во-вторых, такая разновидность внезапно возникшего умысла, как аффектированный, признается отдельными уголовно-правовыми нормами привилегирующим обстоятельством (ст. 107 и 113 УК РФ).
Аффектированный умысел определяется в законе как состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения и признается привилегирующим обстоятельством лишь при условии, если он возник вследствие противоправных или аморальных действий (бездействия) потерпевшего либо вызван таким систематическим поведением потерпевшего из-за психотравмирующей ситуации. В данном случае речь идет о физиологическом аффекте.
Дифференциация умысла на определенный и неопределенный имеет значение для точной квалификации прежде всего преступлений против личности. В первом случае в предвидении виновного точно конкретизирован преступный результат (общественно опасные последствия) его деяния, при простом определенном умысле предвидение охватывает только один преступный результат.
Альтернативный же характеризуется тем, что лицо предвидит наступление одного из нескольких индивидуально конкретизированных в его сознании преступных результатов (например, то, что нанесенный им удар ножом в живот может повлечь смерть или тяжкий вред здоровью).
Неопределенный умысел выражается в том, что причиненный преступный результат, хотя и охватывается предвидением виновного, но в его представлении индивидуально неопределен. Например, бросая камень в толпу, виновный предвидит причинение различного по степени тяжести вреда здоровью или смерти.
Значение деления умысла на определенный и неопределенный состоит в следующем. В первом случае деяние квалифицируется по направленности умысла. Если причиняется преступный результат, не охватывавшийся предвидением виновного, то содеянное квалифицируется как покушение на то преступление, последствия которого были отражены в таком предвидении. Например, лицо, нанося удар в живот, полагало, что причинит другому человеку смерть, а фактически был причинен тяжкий вред здоровью. Данное преступление квалифицируется как покушение на убийство, поскольку, с одной стороны, умысел был направлен именно на это, с другой – смерть не наступила.
При неопределенном умысле содеянное квалифицируется по фактически наступившему результату. Если видоизменить фабулу последнего примера и принять, что предвидением виновного охватывалось любое из последствий – причинение смерти или вреда здоровью различной тяжести, то следует прийти к другому выводу: он действовал с неопределенным умыслом и потому содеянное подлежит квалифицировать как оконченное преступление – причинение тяжкого вреда здоровью.
При покушении на преступление с альтернативным умыслом (равно как и с прямым неопределенным) содеянное квалифицируется как покушение на преступление, наименьшее по степени тяжести. В данной ситуации действует правило, согласно которому все сомнения, в том числе и в части квалификации деяния, толкуются в пользу виновного.
Определенный умысел, как простой, так и альтернативный, может быть только прямым. Действуя с таким умыслом, виновный всегда желает наступления преступного результата. Неопределенный умысел может быть прямым или косвенным, то есть лицо может желать наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия или сознательно допускать их, или относиться к ним безразлично.
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Содержание дисциплины Модуль I. Понятие, предмет, задачи, система и принципы уголовного права. Уголовная политика
- Модуль II. Уголовный закон
- Модуль III. Преступление и уголовная ответственность
- Модуль IV. Общие понятия о составе преступления
- Модуль V. Объект преступления
- Модуль VI. Объективная сторона преступления
- Модуль VII. Субъект преступления
- Модуль VII. Субъективная сторона преступления
- Модуль IX. Стадии совершения преступления
- Модуль X. Соучастие в преступлении
- Модуль XI. Множественность преступлений
- Модуль XII. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Модуль XIII. Уголовное наказание
- Модуль XIV. Назначение наказания
- Модуль XV. Освобождение от уголовной ответственности
- Модуль XVI. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость
- Модуль XVII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Модуль XVIII. Иные меры уголовно-правового характера
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Вопросы к зачету
- 4.3. Вопросы к экзамену1.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- Вопрос 1. Понятие, предмет и метод уголовного права
- Вопрос 2. Система уголовного права (т.21 Особенной части, проверить по записи лекции).
- Вопрос 3. Задачи уголовного права
- Вопрос 4 Наука уголовного права.
- Вопрос 5. Понятие и содержание уголовно-правовой политики.
- Модуль 2. Уголовный закон
- Вопрос 2. Структура уголовного закона
- Вопрос 3. Действие уголовного закона во времени
- Вопрос 4. Действие уголовного закона в пространстве
- Вопрос 5. Толкование уголовного закона. Аналогия в уголовном праве
- Модуль 3. Преступление и уголовная ответственность
- Вопрос 1. Понятие преступления в законе и уголовно-правовой теории. Признаки преступления.
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Модуль 4. Общие понятия о составе преступления
- Вопрос 2. Виды составов преступлений.
- Модуль 5. Объект преступления
- Модуль 6. Объективная сторона преступления
- Вопрос 1. Понятие, содержание и юридическое значение объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Модуль 7. Субъект преступления
- Вопрос 2. Возраст субъекта уголовной ответственности
- Вопрос 3. Вменяемость: понятие, критерии определения, уголовная ответственность
- Вопрос 4. Совершение преступления в состоянии опьянения
- Вопрос 5. Специальный субъект преступления
- Модуль 8. Субъективная сторона преступления
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 2. Вина
- Вопрос 3. Умысел и его виды
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 5. Двойная форма вины
- Вопрос 6. Мотив и цель
- Вопрос 7. Ошибки и их уголовно-правовое значение.
- Модуль 9. Стадии совершения преступления
- Вопрос 2. Приготовление к преступлению
- Часть 1 ст. 30 ук перечисляет формы, в которых реализуется приготовление.
- Вопрос 3. Покушение на преступление
- Часть 3 ст. 30 ук характеризует покушение как действие (бездействие). Покушение реализуется в бездействии, например при убийстве, когда жертву, находящуюся в беспомощном состоянии, лишают воды и пищи.
- Вопрос 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Модуль 10. Соучастие в совершении преступления
- Вопрос 2. Виды соучастников преступления
- Вопрос 3. Формы соучастия в преступлении
- Вопрос 4. Ответственность соучастников преступления
- Модуль 11. Множественность преступлений
- Вопрос 2. Отличие множественности преступлений от единых (единичных) сложных преступлений. Значение множественности преступлений.
- Вопрос 3. Формы множественности преступлений, их виды.
- Вопрос 4. Понятие и признаки совокупности преступлений. Виды совокупности.
- Вопрос 4. Понятие и признаки рецидива преступлений. Виды рецидива. Уголовно-правовые последствия рецидива преступлений.
- Модуль 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Вопрос 2. Понятие необходимой обороны. Условия ее правомерности.
- Вопрос 3. Задержание лица, совершившего преступление. Условия правомерности причинения вреда преступнику.
- Вопрос 4. Крайняя необходимость. Условия ее правомерности.
- Вопрос 5. Физическое или психическое принуждение.
- Вопрос 6. Обоснованный риск.
- Вопрос 7. Исполнение приказа или распоряжения.
- Модуль 13. Уголовное наказание
- Вопрос 2. Классификация видов наказаний.
- Вопрос 3. Характеристика видов наказаний.
- Часть 3 ст. 54 ук гласит: «Военнослужащие отбывают арест на гаупвахте».
- Модуль 14. Назначение наказания
- Вопрос 1. Общие начала назначения наказания.
- Вопрос 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- Вопрос 3. Назначение наказания за неоконченное преступление.
- Вопрос 4. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии.
- Вопрос 5. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
- Модуль 15. Освобождение от уголовной ответственности
- Вопрос 2. Освобождение от уголовной ответственности с связи с деятельным раскаянием.
- Вопрос 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
- Модуль 16. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость.
- Вопрос 2. Условное осуждение (ст. 73 ук).
- Вопрос 3. Условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
- Вопрос 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Отсрочка отбывания наказания Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
- Вопрос 5. Амнистия и помилование.
- Вопрос 6. Судимость. Погашение и снятие судимости.
- Модуль 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Вопрос 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
- Вопрос 3. Принудительные меры воспитательного воздействия
- Модуль 18. Иные меры уголовно-правового характера.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Работа с кейсами
- Именем Российской Федерации
- Характеристика содержания и структурных элементов рубежного контроля
- Образец кейса по модулям 9-11, 13-14.
- Пример типового теста
- Уголовное право. Общая часть
- Тема 4. Уголовный закон Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Тема 5. Преступление Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Задача 18
- Задача 19
- Задача 20
- Задача 21
- Задача 22
- Задача 23
- Задача 24
- Задача 25
- Тема 6. Состав преступления Задача 26
- Задача 27
- Задача 28
- Задача 29
- Задача 30
- Тема 7. Объект преступления Задача 31
- Задача 32
- Задача 33
- Задача 34
- Задача 35
- Задача 36
- Задача 37
- Тема 8. Объективная сторона преступления Задача 38
- Задача 39
- Задача 40
- Задача 41
- Задача 42
- Задача 43
- Задача 44
- Задача 45
- Задача 46
- Задача 47
- Задача 48
- Тема 9. Субъект преступления Задача 49
- Задача 50
- Задача 51
- Задача 52
- Задача 53
- Задача 54
- Задача 55
- Задача 56
- Задача 57
- Задача 58
- Тема 10. Субъективная сторона преступления Задача 59
- Задача 60
- Задача 61
- Задача 62
- Задача 63
- Задача 64
- Задача 65
- Задача 66
- Задача 67
- Задача 68
- Задача 69
- Задача 70
- Задача 71
- Задача 72
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления Задача 73
- Задача 74
- Задача 75
- Задача 76
- Задача 77
- Задача 78
- Задача 79
- Задача 80
- Задача 81
- Задача 82
- Задача 83
- Задача 84
- Задача 85
- Задача 86
- Тема 12. Соучастие в преступлении Задача 87
- Задача 88
- Задача 89
- Задача 90
- Задача 91
- Задача 92
- Задача 93
- Задача 94
- Задача 95
- Задача 96
- Задача 97
- Задача 98
- Задача 99
- Тема 13. Множественность преступлений Задача 100
- Задача 101
- Задача 102
- Задача 103
- Задача 104
- Задача 105
- Тема 14. Обстоятельства, исключающие преступность деяния Задача 106
- Задача 107
- Задача 108
- Задача 109
- Задача 110
- Задача 111
- Задача 112
- Задача 113
- Задача 114
- Задача 115
- Задача 116
- Задача 117
- Тема 16. Назначение наказания Задача 118
- Задача 119
- Задача 120
- Задача 121
- Задача 122
- Тема 17. Освобождение от уголовной ответственности
- Задача 127
- Задача 128
- Задача 129
- Задача 130
- Задача 131
- Рефераты