Модуль 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Теоретические занятия (лекции) – 1 час (проблемная лекция-презентация)
Вопросы лекции:
Вопрос 1 Возраст, как условие уголовной ответственности
Вопрос 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
Вопрос 3. Принудительные меры воспитательного воздействия
Вопрос 1. Возраст как условие уголовной ответственности
Достижение определенного возраста - необходимое условие привлечения к уголовной ответственности. Сложившиеся минимальные возрастные границы не являются абсолютно общепризнанными и в период разработки и обсуждения проекта Уголовного кодекса РФ были предложения как об их повышении, так и снижении. Убедительные доводы имеются и для того, и для другого решения. Уже сорок лет общая минимальная граница возраста привлечения к уголовной ответственности - 16 лет, а по определенному перечню преступлений - 14 лет.
История развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства знает примеры различных, в основном более низких, возрастных границ уголовной ответственности и знает примеры отсутствия таких формально закрепленных границ в уголовном законе, когда возможность привлечения к ответственности решалась не законодателем, а правоприменителем в каждом конкретном случае.
На избрание оптимального возрастного минимума, допускающего уголовную ответственность, в определенный исторический период в каждой стране влияет множество факторов, обусловленных политическими, социальными, экономическими предпосылками. Например, те, кто предлагает понизить возрастной предел уголовной ответственности, мотивируют это тем, что опасность многих преступлений настолько очевидна, а их запрещенность общеизвестна, что это способны понимать и понимают значительно раньше 14 или 16 лет, а совершение этих деяний такими лицами не редкость. Им возражают, что понижение возраста ответственности повлечет криминализацию большого массива деяний, а социально-экономические изменения последнего десятилетия привели к тому, что досуг детей не организован, выросло число малообеспеченных семей, существует проблема беспризорности детей и мы не имеем морального права вменять им в вину совершение общественно опасных деяний.
Как видно, аргументация позиций лежит в разных плоскостях, так как одни говорят, что отвечать должны те, кто способен понимать свои действия и руководить ими, а другие считают, что детей нужно воспитывать, а не наказывать.
Несомненно, что способность осознавать фактическую сторону и общественную опасность своего деяния и руководить им зависит от возрастного развития. Достижение физическим лицом определённого возраста является необходимым признаком субъекта преступления.
Очень важным является определение правильного значения термина возраст, так как возраст можно рассматривать в нескольких значениях. Например, в словарях возраст определяется как «период, ступень в развитии, росте человека, животного, растения. В широком смысле слова под возрастом человека понимается календарный период, прошедший от рождения до любого другого хронологического периода в его жизни. В психологии и педагогике возраст – календарный период психофизиологического развития личности, с которым связаны анатомо-физиологические, социально – правовые и иные последствия для юридического статуса человека. В науке его обозначают как «количество прожитого времени», и как «период развития человека, который характеризуется качественными изменениями в физических и психических процессах.
В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды возраста: морфологический (медицинский, биологический); хронологический (календарный); нормативный (социально-правовой).
Морфологический возраст – показатель состояния физиологического функционирования организма человека по сравнению с соответствующими показателями практически здоровых людей этого же возраста данной народности в соответствующих условиях геоэкономических особенностей существования в данном масштабе времени.
Хронологический возраст – это период жизни человека, прошедший со дня его рождения. Хронологический и морфологический возрасты часто не совпадают. Человек может опережать, отставать или соответствовать паспортному возрасту.
Нормативный возраст характеризуется специфическими социально-психологическими изменениями уровня социализации человека (объём и содержание прав и обязанностей, содержание и характер ответственности перед обществом). С этим возрастом связаны возникновение, изменение реализация юридических прав и обязанностей гражданина, т.е. юридический статус личности. Что же касается понятия возраста в уголовном законе, то оно употребляется только в одном смысле – как указание на количество прожитого человеком времени.
Законодатель, устанавливая возраст, с которого наступает уголовная ответственность, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ – 14 и 16 лет, руководствовался тем, что к этому возрастному периоду несовершеннолетний уже обладает достаточной степенью социальной зрелости и у него уже достаточно накоплен специальный опыт, позволяющий констатировать социально ответственное поведение.
УК РФ установил в качестве общего минимального возраста наступления уголовной ответственности за подавляющее большинство видов преступлений достижение лицом 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Наряду с общим минимальным возрастом наступления уголовной ответственности законодатель устанавливает два вида специального минимального возраста:
1) пониженный минимальный,
2) повышенный минимальный возрасты наступления уголовной ответственности.
Пониженный минимальный возраст наступления уголовной ответственности согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ составляет 14 лет и устанавливается применительно к двадцати видам преступлений.
Законодатель выделил эти составы преступления, руководствуясь следующими основаниями:
1) традиционность, так как именно обычный для всех времён характер деяния позволяет считать, что общественно опасные последствия ясны для лиц, достигших указанного возраста;
2) относительно высокая степень общественной опасности ряда преступлений;
3) распространённость в среде несовершеннолетних;
4) мера социальной терпимости к отклоняющемуся поведению этой категории лиц.
Устанавливая тот или иной возраст наступления уголовной ответственности, законодатель также принимает в расчёт способность осознания не только самого факта нарушения закона, но ещё и социальной ценности соблюдения соответствующих запретов.
Повышенный минимальный возраст наступления уголовной ответственности в соответствии с УК РФ может быть относительно определённый (ч. 3 ст. 20) и абсолютно определённый (ст.134,150,157,331-352 УК РФ).
Очень большой интерес вызывает новелла, содержащаяся в ч. 3 ст. 20, согласно которой при достижении возраста уголовной ответственности такая ответственность исключается, если при совершении общественно опасного деяния несовершеннолетний вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Презумпция соответствия лица, достигшего определенного возраста, общепризнанному уровню развития данного возраста стала опровержима. Формальная возрастная граница ответственности стала менее жесткой.
При установлении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, для законодателя является принципиально важным момент осознания несовершеннолетним фактического характера своих действий и возможности руководить ими, а также достижения социальной зрелости. То есть при привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности первостепенным по отношению к календарному является фактический возраст.
На основании изложенного можно сделать вывод, что возраст в уголовно– правовом смысле – это не просто определённое количество прожитых лет, а ещё и объективная характеристика способности лица осознавать значение своих действий и руководить ими. Календарный возраст и фактический возраст являются самостоятельными критериями и имеют своё назначение. Календарный возраст свидетельствует о том, что несовершеннолетний, достигший определённого возраста (14 и 16 лет), в полной мере осознаёт общественно опасный характер своих действий и способен руководить ими, а поэтому подлежит уголовной ответственности.
Однако лицо, достигшее определённого календарного возраста, может ему не соответствовать по степени социальной зрелости. Это может быть вызвано индивидуальными особенностями биологического развития организма (кто то взрослеет раньше, кто то позже, причём это находится в пределах нормы), или социальными факторами, или наличием соматической и психической патологии.
Следует отметить, что многие специалисты отмечают отсутствие чётких возрастных стандартов, образующих систему нормативных социально – психологических характеристик, свойственных определённому возрасту. В психологии существует понятие возрастного периода, характеризующегося определённым уровнем зрелости психических структур, что признаётся нормой для лиц конкретных возрастных категорий. Но это понятие не совсем подходит для использования в уголовном судопроизводстве.
Не случайно в науке уголовного права, психологии, медицине, педагогике, криминологии достаточно проблематичен вопрос, стоящий перед учёными и практиками по поводу установления нижнего возрастного порога уголовной ответственности. Решение же этой проблемы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение как при совершенствовании конкретных статей Уголовного кодекса, так и при решении задач борьбы с преступностью.
Статистика за 2009 г. показывает, что среди выявленных лиц, совершивших преступления, каждое четырнадцатое является несовершеннолетним. Несовершеннолетними является каждое десятое (10,4 %) лицо, совершившее тяжкое преступление, каждое четвертое – совершившее вымогательство (25,0 %), каждое пятое – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (21,4 %), каждое шестое – привлеченное за грабеж (16,7 %) каждое восьмое – совершившее преступления в сфере компьютерной информации (13,1 %).
При этом необходимо учитывать, что преступления несовершеннолених обладают достаточно высокой латентностью, поэтому статистические данные о преступности несовершеннолетних не могут отразить в полной мере размеры данного негативного явления.
Российское законодательство не только устанавливает достаточно высокий возрастной предел, по достижении которого может наступить уголовная ответственность, но и определяет ряд особенностей применения уголовной ответственности к несовершеннолетним в тех случаях, когда они подлежат уголовной ответственности. Так, если суд найдёт, что исправление лица, впервые совершившего в возрасте до 18 лет преступление небольшой или средней тяжести, возможно без применения уголовного наказания, он может освободить его от уголовной ответственности и применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовным наказанием.
Наряду с проблемой установления нижних границ уголовной ответственности в российском уголовном праве существует и другая не менее сложная и важная проблема, связанная с повышением возраста субъекта преступления за совершение некоторых общественно опасных деяний. Суть самой проблемы состоит в том, что для наказания за ряд преступлений, прежде всего, требуется либо наличие дополнительных признаков, которыми бы обладало лицо, либо само преступное деяние считается таковым лишь при достижении этим лицом 18 – летнего возраста: уголовная ответственность не может иметь места, а лицо, совершившее данное деяние, не может считаться субъектом преступления, если ему не исполнилось 18 лет.
Так, за целый ряд преступлений несовершеннолетние лица, например в возрасте 16 – 17 лет, не могут нести уголовной ответственности в связи с тем, что практически в силу своего несовершеннолетия просто не в состоянии занимать определённое должностное или какое либо положение в обществе, а также выполнять соответствующие функции по работе. Следовательно, для совершения некоторых преступлений требуется достижение лицом более зрелого возраста, определённого образования, навыков в работе, профессионализма или жизненного опыта при решении тех или иных задач государственного, общественного, производственного и т.п. масштаба.
Некоторые авторы считают, что в ряде случаев необходимо повысить возраст уголовной ответственности, в особенности когда речь идёт о преступлениях против военной службы.
Отдельно следует обратить внимание, что в ст. 20 УК РФ говорится об ответственности лиц, достигших соответствующего возрастного порога ко времени совершения преступления. Временем совершения преступления, согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ, признаётся время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Таким образом, правильное определение соответствия интеллекта и психики несовершеннолетних правонарушителей их календарному возрасту является весьма актуальной проблемой. В настоящее время, возрастная граница подвергается сомнению только в одном направлении, т.е. в аспекте отставания в развитии от календарного возраста. По нашему мнению, назрела необходимость законодательно предусмотреть возможность опровержения возрастной презумпции в обратном направлении - в сторону увеличения календарного возраста.
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Содержание дисциплины Модуль I. Понятие, предмет, задачи, система и принципы уголовного права. Уголовная политика
- Модуль II. Уголовный закон
- Модуль III. Преступление и уголовная ответственность
- Модуль IV. Общие понятия о составе преступления
- Модуль V. Объект преступления
- Модуль VI. Объективная сторона преступления
- Модуль VII. Субъект преступления
- Модуль VII. Субъективная сторона преступления
- Модуль IX. Стадии совершения преступления
- Модуль X. Соучастие в преступлении
- Модуль XI. Множественность преступлений
- Модуль XII. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Модуль XIII. Уголовное наказание
- Модуль XIV. Назначение наказания
- Модуль XV. Освобождение от уголовной ответственности
- Модуль XVI. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость
- Модуль XVII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Модуль XVIII. Иные меры уголовно-правового характера
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Вопросы к зачету
- 4.3. Вопросы к экзамену1.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- Вопрос 1. Понятие, предмет и метод уголовного права
- Вопрос 2. Система уголовного права (т.21 Особенной части, проверить по записи лекции).
- Вопрос 3. Задачи уголовного права
- Вопрос 4 Наука уголовного права.
- Вопрос 5. Понятие и содержание уголовно-правовой политики.
- Модуль 2. Уголовный закон
- Вопрос 2. Структура уголовного закона
- Вопрос 3. Действие уголовного закона во времени
- Вопрос 4. Действие уголовного закона в пространстве
- Вопрос 5. Толкование уголовного закона. Аналогия в уголовном праве
- Модуль 3. Преступление и уголовная ответственность
- Вопрос 1. Понятие преступления в законе и уголовно-правовой теории. Признаки преступления.
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Модуль 4. Общие понятия о составе преступления
- Вопрос 2. Виды составов преступлений.
- Модуль 5. Объект преступления
- Модуль 6. Объективная сторона преступления
- Вопрос 1. Понятие, содержание и юридическое значение объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Модуль 7. Субъект преступления
- Вопрос 2. Возраст субъекта уголовной ответственности
- Вопрос 3. Вменяемость: понятие, критерии определения, уголовная ответственность
- Вопрос 4. Совершение преступления в состоянии опьянения
- Вопрос 5. Специальный субъект преступления
- Модуль 8. Субъективная сторона преступления
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 2. Вина
- Вопрос 3. Умысел и его виды
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 5. Двойная форма вины
- Вопрос 6. Мотив и цель
- Вопрос 7. Ошибки и их уголовно-правовое значение.
- Модуль 9. Стадии совершения преступления
- Вопрос 2. Приготовление к преступлению
- Часть 1 ст. 30 ук перечисляет формы, в которых реализуется приготовление.
- Вопрос 3. Покушение на преступление
- Часть 3 ст. 30 ук характеризует покушение как действие (бездействие). Покушение реализуется в бездействии, например при убийстве, когда жертву, находящуюся в беспомощном состоянии, лишают воды и пищи.
- Вопрос 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Модуль 10. Соучастие в совершении преступления
- Вопрос 2. Виды соучастников преступления
- Вопрос 3. Формы соучастия в преступлении
- Вопрос 4. Ответственность соучастников преступления
- Модуль 11. Множественность преступлений
- Вопрос 2. Отличие множественности преступлений от единых (единичных) сложных преступлений. Значение множественности преступлений.
- Вопрос 3. Формы множественности преступлений, их виды.
- Вопрос 4. Понятие и признаки совокупности преступлений. Виды совокупности.
- Вопрос 4. Понятие и признаки рецидива преступлений. Виды рецидива. Уголовно-правовые последствия рецидива преступлений.
- Модуль 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Вопрос 2. Понятие необходимой обороны. Условия ее правомерности.
- Вопрос 3. Задержание лица, совершившего преступление. Условия правомерности причинения вреда преступнику.
- Вопрос 4. Крайняя необходимость. Условия ее правомерности.
- Вопрос 5. Физическое или психическое принуждение.
- Вопрос 6. Обоснованный риск.
- Вопрос 7. Исполнение приказа или распоряжения.
- Модуль 13. Уголовное наказание
- Вопрос 2. Классификация видов наказаний.
- Вопрос 3. Характеристика видов наказаний.
- Часть 3 ст. 54 ук гласит: «Военнослужащие отбывают арест на гаупвахте».
- Модуль 14. Назначение наказания
- Вопрос 1. Общие начала назначения наказания.
- Вопрос 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- Вопрос 3. Назначение наказания за неоконченное преступление.
- Вопрос 4. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии.
- Вопрос 5. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
- Модуль 15. Освобождение от уголовной ответственности
- Вопрос 2. Освобождение от уголовной ответственности с связи с деятельным раскаянием.
- Вопрос 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
- Модуль 16. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость.
- Вопрос 2. Условное осуждение (ст. 73 ук).
- Вопрос 3. Условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
- Вопрос 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Отсрочка отбывания наказания Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
- Вопрос 5. Амнистия и помилование.
- Вопрос 6. Судимость. Погашение и снятие судимости.
- Модуль 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Вопрос 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
- Вопрос 3. Принудительные меры воспитательного воздействия
- Модуль 18. Иные меры уголовно-правового характера.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Работа с кейсами
- Именем Российской Федерации
- Характеристика содержания и структурных элементов рубежного контроля
- Образец кейса по модулям 9-11, 13-14.
- Пример типового теста
- Уголовное право. Общая часть
- Тема 4. Уголовный закон Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Тема 5. Преступление Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Задача 18
- Задача 19
- Задача 20
- Задача 21
- Задача 22
- Задача 23
- Задача 24
- Задача 25
- Тема 6. Состав преступления Задача 26
- Задача 27
- Задача 28
- Задача 29
- Задача 30
- Тема 7. Объект преступления Задача 31
- Задача 32
- Задача 33
- Задача 34
- Задача 35
- Задача 36
- Задача 37
- Тема 8. Объективная сторона преступления Задача 38
- Задача 39
- Задача 40
- Задача 41
- Задача 42
- Задача 43
- Задача 44
- Задача 45
- Задача 46
- Задача 47
- Задача 48
- Тема 9. Субъект преступления Задача 49
- Задача 50
- Задача 51
- Задача 52
- Задача 53
- Задача 54
- Задача 55
- Задача 56
- Задача 57
- Задача 58
- Тема 10. Субъективная сторона преступления Задача 59
- Задача 60
- Задача 61
- Задача 62
- Задача 63
- Задача 64
- Задача 65
- Задача 66
- Задача 67
- Задача 68
- Задача 69
- Задача 70
- Задача 71
- Задача 72
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления Задача 73
- Задача 74
- Задача 75
- Задача 76
- Задача 77
- Задача 78
- Задача 79
- Задача 80
- Задача 81
- Задача 82
- Задача 83
- Задача 84
- Задача 85
- Задача 86
- Тема 12. Соучастие в преступлении Задача 87
- Задача 88
- Задача 89
- Задача 90
- Задача 91
- Задача 92
- Задача 93
- Задача 94
- Задача 95
- Задача 96
- Задача 97
- Задача 98
- Задача 99
- Тема 13. Множественность преступлений Задача 100
- Задача 101
- Задача 102
- Задача 103
- Задача 104
- Задача 105
- Тема 14. Обстоятельства, исключающие преступность деяния Задача 106
- Задача 107
- Задача 108
- Задача 109
- Задача 110
- Задача 111
- Задача 112
- Задача 113
- Задача 114
- Задача 115
- Задача 116
- Задача 117
- Тема 16. Назначение наказания Задача 118
- Задача 119
- Задача 120
- Задача 121
- Задача 122
- Тема 17. Освобождение от уголовной ответственности
- Задача 127
- Задача 128
- Задача 129
- Задача 130
- Задача 131
- Рефераты