Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
Трудоемкость освоения дисциплины составляет 307 часов, из них 88 часов аудиторных занятий и 165 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.
Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и модулям дисциплины приведены в таблице.
Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 4 к Рабочей программе.
Вид работы | Содержание (перечень вопросов) | Трудоемкость, час. (ЗЕ) | Рекомендации |
Модуль 1. «Понятие, предмет, задачи, система и принципы уголовного права. Уголовная политика» | |||
Подготовка к лекции №1 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Предмет и метод уголовного права 2. Функции уголовного права 3. Уголовное право в системе отраслей права | 3 | главу I учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Написание реферата | Темы: 1. Основные направления в науке уголовного права: история и современность. 2. История развития российского уголовного права. 3. Принципы криминализации и декриминализации деяния. 4. Классификации принципов уголовного права. 5. Принципы дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания.
| 3 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что понимается под уголовным правом РФ? 2. В чем заключается специфика предмета и метода уголовно-правового регулирования? 3. Какие задачи уголовного права закреплены в ст.2 УК РФ? Усматриваете ли Вы различие между задачами и функциями уголовного права? 4. Каково значение деления российского уголовного права на Общую и Особенную части? 5. На конкретных примерах покажите, как соотносится содержание уголовного права и науки уголовного права. 6. Совпадают ли понятия «предмет уголовно-правового регулирования» и «предмет уголовно-правовой охраны»? 7. Существуют ли в уголовном праве поощрительные нормы? 8. Кто является субъектами уголовно-правовых отношений? 9. Попробуйте самостоятельно очертить существующие в УК РФ нормы-определения. 10. Что такое «институт уголовного права»? 11. Изменены ли в УК РФ 1996 г. задачи уголовного права по сравнению с УК РСФСР 1960 г.? 12. Каким Вам видится соотношение уголовного права и криминологии? 13. Что понимается под уголовной политикой? 14. Что является предметом уголовной политики? Совпадает ли ее понятие с применением норм уголовного права? 15. Какая взаимосвязь существует между уголовной политикой и принципами уголовного права? 16. Распространяется ли недопустимость аналогии на Общую часть УК? 17. Попробуйте доказать, что институт освобождения от уголовной ответственности (см. ст.ст. 75-78, 90, примечания к ст.ст. 205, 205.1, 206 УК РФ и др.) не подрывает принцип равенства граждан перед законом. 18. Каким вам видится соотношение принципов законности и равенства, законности и справедливости, справедливости и гуманизма? 19. Что такое объективное вменение? С каким принципом оно не согласуется? | 4 | См. 1) главу I учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу I учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2003. – № 12.
|
Итого по модулю 1 |
| 10 |
|
Модуль 2. «Уголовный закон» | |||
Подготовка к лекции № 2 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Принципы действия уголовного закона 2. Действие «промежуточного» уголовного закона 3. Толкование уголовного закона | 2 | См. главу II учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 4 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи № 1-12. |
Написание реферата | Темы: 1. Источник уголовного права. 2. Реальный и универсальный принципы действия уголовного закона. 3. Иммунитеты в уголовном праве России. 4. Роль Решений Европейского Суда по правам человека в уголовном праве России. | 2 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. 1. Что понимается под уголовным законом? В чем заключено юридическое значение уголовного закона? 2. С какого момента проект уголовного закона приобретает все черты последнего? 3. Когда вступает в силу уголовный закон, если в соответствующем акте не оговорены какие-либо сроки вступления его в силу? 4. В чем суть особого (экстраординарного) порядка вступления в силу уголовного закона? 5. Перечислите круг органов и должностных лиц, наделенных правом законодательной инициативы по принятию уголовного закона. 6. Имеются ли в Конституции Российской Федерации предписания уголовно-правового характера? 7. Имеют ли нормы международного права приоритет перед нормами российского уголовного права? 8. Является ли судебный прецедент источником уголовного права? 9. Относится ли к источникам уголовного права аутентичное толкование? 10. Что понимается под уголовно-правовой нормой? 11. Из каких элементов состоит уголовно-правовая норма? 12. Приведите примеры норм-запретов, обязанностей и дозволений, предусмотренных УК РФ. Каких из них больше? 13. На конкретном примере покажите различие между нормой и статьей уголовного закона. 14. Какой уголовный закон имеет обратную силу? В чем смысл правила об обратной силе уголовного закона? Какие изменения внесены законодателем в это правило в 1996 г.? 15. В чем смысл применения уголовного закона, действовавшего именно во время совершения преступления? 16. Применительно к каким преступлениям возникают сложности в понимании времени их совершения? 17. Проведите соотношение между реальным и универсальным принципами действия уголовного закона. 18. Что такое экстрадиция. | 3 | См. 1) главу II учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу II учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. – М., 1990. О государственной границе Российской Федерации : Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 // Российская газета. – 1993. – (№ 84). Об исключительной экономической зоне Российской Федерации : федер. закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ // Российская газета. – 1998. – № 244. О континентальном шельфе Российской Федерации : федер. закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ // Российская газета. 1995. – № 237. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ // Российская газета. – 2002. – № 100. О беженцах : Федер. закон от 19.02.1993 № 4528-1 // Российская газета. – 1997. – № 126. О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища : положение утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции от 1 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.ст. 3601; 2003. № 49. Ст. 4755.
|
Итого по модулю 2 |
| 11 |
|
Модуль 3 «Преступление и уголовная ответственность» | |||
Подготовка к лекции №3 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие преступления. Малозначительность деяния. 2. Категории преступления. 3. Понятие уголовной ответственности. 4. Формы реализации уголовной ответственности. | 2 | См. главу III учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное |
Подготовка к практическому занятию, | Решение задач | 5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи № 13-25. |
Написание реферата | Темы: 1. Сущность и содержание уголовной ответственности. 2. Проблемные вопросы в определении момента возникновения и прекращения уголовной ответственности. 3. История развития учения о преступлении. 4. Сущность и содержание категории малозначительность деяния. 5. Общественная опасность как признак преступления. 6. Принципы категоризации преступлений в российском уголовном праве.
| 3 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что следует понимать под уголовной ответственностью? Назовите точки зрения, касающиеся понятия уголовной ответственности. 2. Что является моментом возникновения и окончания уголовной ответственности? 3. В чем заключается сущность и содержание уголовной ответственности? 4. Какие объективные и субъективные факторы обусловливают существование уголовной ответственности? 5. Каким Вам видится соотношение уголовной ответственности и уголовно-правового отношения? 6. Есть ли место позитивной ответственности в уголовном праве? 7. Возможна ли негативная (ретроспективная) уголовная ответственность невменяемых, малолетних, невиновно действующих? 8. Можно ли вести речь об уголовной ответственности, если лицо, нарушившее уголовно-правовой запрет, освобождено от нее на основании ст. 75 УК? 9. Каков конечный момент реализации уголовной ответственности? 10. В ст. 3 УК РСФСР 1960 г. закреплялось положение «об основаниях уголовной ответственности», а в ст. 8 УК РФ 1996 г. – «об основании». О чем же правильнее вести речь? 11. Определите статьи Общей части УК РФ, в которых законодатель оперирует термином «состав преступления». 12. Что понимается под преступлением? 13. В чем состоит суть формального (нормативного) и материального подходов к определению понятия преступления, какому из них отдается предпочтение в российском уголовном законодательстве? 14. В чем заключаются суть и содержание общественной опасности преступного деяния? 15. Каково соотношение признаков общественной опасности и уголовной противоправности преступления? 16. В чем заключается значение правила о малозначительном деянии (ч. 2 ст. 14 УК)? 17. Какова структура преступления? 18. Какие критерии лежат в основе категоризации преступлений, и имеет ли она юридическое значение? | 5 | См. 1) главу III учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу III учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Итого по модулю 3 |
| 15 |
|
Модуль 4 «Общие понятия о составе преступления» | |||
Подготовка к лекции № 4 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Состав преступление: понятие, виды, значение. 2. Состав преступления как теоретическая модель квалификации преступлений. 3. Соотношение понятий «преступления» и «состав преступления» | 2 | См. главу IV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи № 26-30. |
Написание реферата | Темы: 1. История развития учения о составе преступления. 2. Соотношение категорий преступление и состав преступления.
| 3 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Определите статьи Общей части УК РФ, в которых законодатель оперирует термином «состав преступления». 2. В чем различие между элементами и признаками состава преступления? 3. Какие категории преступлений выделяются в уголовном законе? 4. Какие классификации составов преступлений Вам известны? 5. Найдите в Особенной части УК РФ составы: с двумя действиями, с альтернативными признаками, с двумя последствиями, с двумя объектами, с двумя формами вины. 6. Найдите в Особенной части УК РФ составы: материальные, формальные, усеченные. 7. Проиллюстрируйте на конкретных примерах наличие в УК РФ основных, квалифицированных и привилегированных составов преступлений. 8. В юридической литературе говорят о составе преступления как совокупности необходимых и достаточных признаков. Для чего эти признаки необходимы и достаточны? 9. Дайте определение квалификации преступлений? | 5 | См. 1) главу IV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу IV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Итого по модулю 4 |
| 15 |
|
Модуль 5 «Объект преступления» | |||
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи № 13-37. |
Написание реферата | Темы: 1. Объект преступления: история развития научных взглядов. 2. Соотношение категорий объект преступления и предмет преступления. 3. Соотношение категорий «объект уголовно-правовой охраны» и «объект преступления». 4. Механизм причинения вреда объекту преступления. | 3 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что понимается под объектом преступления? 2. Какие виды объектов преступления выделяют в теории уголовного права? 3. Совпадают ли понятия объекта преступления и объекта уголовно-правовой охраны? 4. Ознакомьтесь со ст. 2 УК РФ. Какие виды объектов в ней названы? Следует ли таковыми считать те, что названы в ч. 1 и 2 данной статьи? 5. Какие преступления называют многообъектными? 6. В Особенной части УК РФ 1996 г. появились наряду с главами и разделы. Какой вид объекта, по вашему мнению, положен в основу их выделения? 7. Глава 16 УК РФ озаглавлена «Преступления против жизни и здоровья». О каком виде объекта (по вертикали) идет здесь речь? Один или два объекта данного вида присутствуют? 8. Обычно преступления соответствующей главы Особенной части УК РФ делят на группы. Какого вида объект (по вертикали) используется при этом? 9. Что понимается под факультативным объектом? Приведите примеры составов, предполагающих существование факультативных объектов. 10. Каково соотношение предмета преступления и объекта преступления? 11. Существуют ли беспредметные преступления? | 1 | См. 1) главу V учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу V учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Итого по модулю 5 |
| 9 |
|
Модуль 6 «Объективная сторона преступления» | |||
Подготовка к лекции №5 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие объективной стороны. 2. Деяние как основной признак объективной стороны преступлений. 3. Время, место, способ совершения преступления. 4. Причинно-следственная связь в уголовном праве. | 2 | См. 1 главу VI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи № 38-48. |
Написание реферата | Темы: 1. Бездействие как форма общественно-опасного деяния. 2. Причинно-следственная связь между деянием и наступившим последствием: история развития научных представлений. 3. Факультативные признаки объективной стороны преступления, их уголовно-правовое значение. | 3 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что понимается под объективной стороной преступления? Можно ли утверждать, что объективная сторона – это то, без чего немыслимы ни одно преступление, ни один состав преступления? 2. Каково соотношение деяния и объективной стороны преступления? 3. В каких формах может быть выражено преступное деяние? 5. Охарактеризуйте действие как акт поведения лица совершившего преступление. 7. Каково значение обязательных признаков объективной стороны преступления? 8. Многие юристы относят последствия преступления к числу обязательных признаков состава. Так ли это? Что понимается под преступными последствиями? 9. Назовите виды общественно опасных последствий. Попробуйте самостоятельно составить их схему. 10. Есть ли беспоследственные преступления? 11. Что такое причинная связь в уголовном праве? 12. Назовите основные теории причинной связи. Каковы сильные и слабые стороны каждой из них? 13. Какие виды детерминирующей зависимости существуют помимо причинной связи? 14. Какие факультативные признаки объективной стороны преступления выделяют? 15. Какова роль факультативных признаков объективной стороны преступления? 16. Входят ли в структуру деяния орудия и средства совершения преступления? 17. Относится ли к объективной стороне предмет преступления? 18. В чем состоит различие места и обстановки совершения преступления | 5 | См. 1) главу VI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу VI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Итого по модулю 6 |
| 15 |
|
Модуль 7 «Субъект преступления» | |||
Подготовка к лекции № 6 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие субъекта преступление. 2. Возраст уголовной ответственности. 3. Вменяемость: понятие, критерии 4. Специальный субъект преступления: понятие, классификация
| 2 | См. главу VIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи № 49-58. |
Написание реферата | Темы: 1. Юридическое лицо как субъект преступления: дискуссия продолжается. 2. Возрастная невменяемость: понятие и уголовно-правовое значение. 3. Возраст уголовной ответственности: история развития воззрений. 4. Роль международных нормативных правовых актов в решении вопросов о возрасте уголовной ответственности. 5. Медицинский критерий невменяемости. 6. Специальный субъект преступления: понятие и уголовно-правовое значение. | 3 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что включают в себя «общие условия уголовной ответственности» (ст. 19 УК)? 2. Кто понимается под субъектом преступления? 3. Может ли быть субъектом ответственности в уголовном праве юридическое лицо? Что Вам известно о дискуссии, предшествовавшей принятию УК РФ 1996 г., по этому вопросу? 4. Признаются ли лица, достигшие 16-летнего возраста, субъектами всех преступлений? В какой мере этот вопрос разрешен в УК? 5. На чем базируется законодательное решение о введении по ряду преступлений ответственности, начиная с 14-летнего возраста? 6. Какое отношение к настоящей теме имеют положения Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)? 7. Что такое возрастная невменяемость? Допустима ли при ее наличии уголовная ответственность? 8. Какими критериями определяется невменяемость лица, совершившего преступление? 9. Назовите медицинский критерий невменяемости. Что его характеризует? 10. Назовите юридический (психологический) критерий невменяемости. В каком соотношении он находится с медицинским критерием? 11. Полагаете ли вы, что для констатации невменяемости достаточно одного из двух критериев или же требуется наличие обоих критериев? 12. Является ли поведение невменяемого преступным? Влечет ли оно уголовную ответственность? 13. Каково уголовно-правовое значение психического расстройства лица, не исключающего вменяемости? Использует ли законодатель понятия ограниченной или уменьшенной вменяемости? 14. Как влияет на уголовную ответственность нахождение лица, совершившего преступление, в состоянии опьянения? 15. Каково соотношение понятий «личность преступника» и «субъект преступления»? 16. Какие признаки субъекта преступления относятся к общим, а какие – к специальным? | 5 | См. 1) главу VIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу VIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) Минимальные стандартные правила организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС Гарант. О правах ребенка : Конвенция принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М. : Юридическая литература, 1990. С. 388-409; Советский журнал международного права. – 1991. – № 2. – С. 151-170.
|
Итого по модулю 7 |
| 15 |
|
Модуль 8 «Субъективная сторона преступления» | |||
Подготовка к лекции № 2 |
| 3 |
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи № 59-72. |
Написание реферата | Темы: 1. Принцип вины в уголовном праве России. 2. Соотношение категорий «вина» и виновность». 3. Классификация форм умысла за пределами российского уголовного закона. 4. Мотив, цель и эмоциональное состояние как факультативное содержание субъективной стороны преступления. 5. Аффект: понятие, содержание и уголовно-правовое значение. 6. Двойная форма вины. | 4 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что понимается под виной в уголовном праве? 2. Может ли одно намерение совершить преступление («обнаружение умысла») повлечь уголовную ответственность? 3. Как соотносятся принцип вины (ст. 5 УК РФ) и субъективная сторона преступления? 4. Каково место вины в структуре субъективной стороны? 5. Что следует понимать под степенью вины? 6. Какое значение имеют формы вины? 7. Каковы способы описания умысла в уголовном законе? Проиллюстрируйте на примере конкретных статей Особенной части УК. 8. Присутствуют ли при умысле прямом и косвенном интеллектуальный и волевой моменты? 9. Что представляет собой неконкретизированный (неопределенный) умысел? Каковы правила квалификации при его наличии в преступлении? 10. Приспособлена ли формула умысла к преступлениям с формальным составом? 11. Какая форма вины – умысел или неосторожность – более характерна для описанных в Особенной части УК РФ видов преступлений? Почему? 12. Если будет установлено, что деяние совершено лицом по неосторожности, означает ли это наличие основания уголовной ответственности? 13. Что сближает такой вид неосторожности, как легкомыслие, с косвенным умыслом? 14. В чем суть объективного и субъективного моментов небрежности? 15. При каких условиях можно говорить о преступлении, совершенном с двумя формами вины? 16. Чем различаются мотив и цель преступления? 17. О чем свидетельствует указание в статье на мотив и (или) цель преступления? 18. Что такое случай (казус)? Допускается ли при нем уголовная ответственность? 19. Назовите виды юридических и фактических ошибок. 20. Каково влияние фактических ошибок на вину, уголовную ответственность и квалификацию преступлений. | 4 | См. главу, VII учебника «Уголовное право Российской Федерации. Общая часть», под редакцией Л.В. Иногамовой-Хегай |
Подготовка к рубежному контролю | Все теоретические вопросы по модулям 5-8 | 4 | См. конспект лекций – темы 5-8/ См. 1) главы V-VIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главы V-VIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Итого по модулю 8 |
| 20 |
|
Модуль 9 «Стадии совершения преступления» | |||
Подготовка к лекции № 8 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие стадии совершения преступления. 2. Обнаружение умысла. 3. Приготовление к преступлению. 4. Покушение на совершение преступления. 5. Добровольный отказ от совершения преступление. 6. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния. | 2 | См. главу IX учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 3 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 73-86. |
Написание реферата | Темы: 1. Стадии совершения преступления: история развития законодательства. 2. Стадия преступления и обнаружение преступного умысла: суть проблемы. 3. Добровольный отказ от совершения преступления. | 3 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Каково значение стадий совершения преступления в уголовном праве? 2. Как соотносятся этапы развития преступной деятельности и стадии совершения преступления? 3. Относится ли обнаружение умысла к стадиям совершения преступления? 4. Ознакомьтесь со ст. 119 УК РФ. Решите вопрос, можно ли считать угрозу убийством какой-либо стадией совершения преступления. 5. Каковы объективные признаки приготовления к преступлению и покушения на преступление? 6. Всякое ли приготовление и покушение влечет по действующему уголовному закону уголовную ответственность? 7. В чем сущность покушения на преступление, и какие виды покушения Вы знаете? 8. Чем покушение на преступление отличается от приготовления к его совершению и от оконченного преступления? 9. Попытайтесь определить стадию совершения такого преступления, как организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ). 10. Каковы субъективные признаки приготовления к преступлению? покушения на преступление? 11. Имеют ли значение причины, в силу которых преступление лицом не было доведено до конца? 12. Чем отличается оконченное покушение от оконченного преступления? 13. Что понимается под негодным покушением? 14. Что такое добровольный отказ от совершения преступления, и на каких стадиях он возможен? Какие уголовно-правовые последствия влечет за собой добровольный отказ? 15. Каковы особенности признания оконченными длящихся и продолжаемых преступлений? 16. Возможен ли добровольный отказ на стадии оконченного покушения? 17. Возможен ли добровольный отказ в преступлениях с формальным составом? 18. Каковы особенности добровольного отказа соучастников преступления? | 14 | См. 1) главу IX учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу IX учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Итого по модулю 9 |
| 22 |
|
Модуль 10 «Соучастие» | |||
Подготовка к лекции №9 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие соучастия. 2. Объективные и субъективны признаки соучастия. 3. Соучастие в преступлении со специальным субъектом. 4. Формы соучастия. 5. Виды соучастия. 6. Эксцесс исполнителя 7. Теория акцессорности и самостоятельности в уголовном праве | 0,5 | См. главу X учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 1 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 87-99. |
Написание реферата | Темы: 1. Прикосновенность к преступлению отличие от соучастия. 2. Эксцесс исполнителя: понятие, виды и уголовно-правовое значение.
| 1,5 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Дайте законодательное определение соучастию в преступлении. 2. Назовите объективные признаки соучастия. 3. Каковы субъективные признаки соучастия? 4. Можно ли говорить о соучастии при неосторожном сопричинении? 5. Можно ли говорить о соучастии с малолетним, невменяемым, с невиновно действующим лицом? 6. Что входит в предметное содержание вины соучастника? 7. В чем заключается сущность теории акцессорности соучастия? 8. Какие виды соучастников известны УК РФ? 9. Возможно ли соучастие в неосторожных преступлениях? 10. В чем отличие прикосновенности от соучастия? 11. Какая из фигур соучастников представляется Вам наиболее опасной и почему? 12. Сопоставьте ст. 17 УК РСФСР 1960 г. и ст. 33 УК РФ 1996 г. Что изменилось в законодательном определении исполнителя совершения преступления? 13. Что изменилось в обрисовке фигуры организатора в УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г., какое это имеет уголовно-правовое значение? 14. Как следует квалифицировать действия организатора преступления, пособника к преступлению и подстрекателя к преступлению? 15. Можно ли признать пособником лицо, наблюдавшее совершение преступления и не принявшее никаких мер к его предотвращению? 16. Является ли подстрекателем лицо, одобрившее намерение другого лица совершить преступление? 17. Что понимается под простым соучастием (соисполнительством, совиновничеством)? Каковы здесь правила квалификации? 18. Если имеет место соисполнительство, означает ли это, что налицо группа лиц? 19. Что признается эксцессом исполнителя преступления?
| 1 | См. 1) главу X учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу X учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007 – № 4 (апрель).
|
Итого по модулю 10 |
| 4 |
|
Модуль 11 «Множественность преступлений» | |||
Подготовка к лекции № 10 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие множественности. 2. Формы и виды множественности. 3. Совокупность преступлений. 4. Рецидив преступлений. Виды рецидива. 5. Совокупность преступлений и приговоров. | 1 | См главу XI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 0,5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 100-105. |
Написание реферата | Темы: 1. Неоднократность как форма множественности: за и против. 2. Множественность преступлений отличие от единого сложного преступления. 3. Конкуренция уголовно-правовых норм отличие от совокупности. | 0,5 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что понимается под множественностью преступлений? Какие случаи совершения преступлений охватываются понятием множественности? 2. Какими обязательными признаками характеризуется множественность преступлений? 3. В чем отличие множественности преступлений от единичного составного преступления? 4. Дайте характеристику преступных актов, из которых складывается множественность преступлений. 5. Какие виды множественности выделяет действующее законодательство и теория уголовного права? 6. Является ли неоднократность совершения преступлений видом множественности преступлений? 7. Какие виды совокупности преступлений вам известны? 8. В каких случаях содеянное не может рассматриваться как содержащее совокупность преступлений? 9. Возможно ли совмещение в содеянном совокупности и рецидива преступлений? 10. В чем отличие идеальной совокупности от реальной? 11. Что понимается под конкуренцией уголовно-правовых норм? Какие виды конкуренции вам известны? Приведите правила квалификации преступлений при том или ином виде конкуренции норм. 12. Что такое рецидив преступлений? 13. Возможен ли рецидив при совершении неосторожных преступлений? 14. Судимость за совершение каких преступлений не учитывается при признании рецидива преступлений? 15. Выделите виды рецидива преступлений. 16. Какие юридические последствия вызывает рецидив преступлений? | 1 | См. 1) главу XI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу XI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007 – № 4 (апрель). 4) Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям : постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 года (в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 14.03.63 № 1) // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ), по уголовным делам. – М. : Спарк, 2000. |
Итого по модулю 11 |
| 3 |
|
Модуль 12 «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» | |||
Подготовка к лекции № 11 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния. 2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния, выделяемые в теории уголовного права. 3. Требования, предъявляемые к нападению и защите при необходимой обороне. 4. Причинение вреда, как один из признаков обстоятельств, исключающих преступность деяния. 5. Превышение мер необходимой обороны. 6. Разграничение необходимой обороны и крайней необходимости. 7. Условия правомерности задержание лица, совершившего преступление. 8. Обоснованный риск. 9. Исполнение приказа. | 0,5 | См. главу XII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 0,5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 106-117. |
Написание реферата | Темы: 1. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: история развития института. 2. Мнимая оборона: законодательство, теория и практика. 3. Согласие потерпевшего как обстоятельство, исключающее преступность деяния. 4. Обоснованный риск: понятие и пределы правомерности. | 0,5 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Что понимается под обстоятельствами, исключающими преступность деяния? 2. В чем заключается социальная сущность обстоятельств, исключающих их преступность деяния? 3. Какие виды обстоятельств, исключающих преступность деяния, предусматривает действующее уголовное законодательство и доктрина уголовного права? 4. Каковы основания оценки этих обстоятельств в качестве исключающих преступность деяния? 5. Какие существуют условия и пределы необходимой обороны? 6. Назовите условия правомерности, относящиеся к нападению и к защите, при необходимой обороне. 7. Проанализируйте содержание ст.ст. 115, 116 УК РФ и определите, возможна ли ситуация, когда поведение лица будет квалифицировано по данной статье по мотивам превышения им пределов необходимой обороны. 8. Каково уголовно-правовое значение состояния аффекта лица, отражающего нападение? 9. Что такое мнимая оборона? Какие варианты в плане влияния на уголовно-правовую оценку подвергнуты анализу в руководящем разъяснении Пленума Верховного Суда? 10. Что понимается под превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление? 11. В чем сходство и различие обстоятельств причинения вреда при задержании лица совершившего преступление и необходимой обороне? При каких условиях причинение вреда лицу при его задержании признается правомерным? Распространяются ли они на административное задержание? 12. Допустимо ли причинение смерти лицу, пытающемуся избежать задержания? 13. Какие случаи относятся к проявлениям крайней необходимости? 14. Каковы условия, определяющие наличие состояния крайней необходимости? 15. Возможно ли превышение пределов крайней необходимости? 16. В чем заключается отличие крайней необходимости от необходимой обороны? 17. Что понимается под физическим или психическим принуждением? 18. Что понимается под физическим принуждением, а что под психическим принуждением? В каких случаях причинение вреда охраняемым уголовным законом объектам в результате физического или психического принуждения не признается преступлением? | 0,5 | См. 1) главу XII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу XII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств: пост. Пленума Верховного Суда СССР от 16.08. 1984 г. № 14 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 – 1993. – М., 1994. |
Подготовка к рубежному контролю | Все теоретические вопросы по модулям 3-12 | 1 | См. конспект лекций – темы 3-12. См. 1) главы III-XII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главы III-XII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. |
Итого по модулю 12 |
| 3 |
|
Модуль 13 «Уголовное наказание» | |||
Подготовка к лекции № 12 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие и содержание наказания. 2. Соотношение понятий «уголовная ответственность» и «наказание» 3. Цели наказания. 4. Система наказаний. | 1 | См. главы XIII-XIV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Написание реферата | Темы: 1. Сущность наказания: развитие воззрений в науке уголовного права. 2. Классификация видов наказаний. 3. Исправление осужденного как цель уголовного наказания. 4. Смертная казнь: за и против. 5. Пожизненное лишение свободы: анализ судебной практики. | 1 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1.Что понимается по уголовным наказанием? 2. Перечислите признаки уголовного наказания. Нужно ли устанавливать их совокупность? 3. Совпадают ли понятия наказания и мер государственного принуждения, наказания и мер воспитательного, наказания и иным мер уголовно-правового характера? 5. Наказание и кара: можно ли считать, что речь идет лишь о разном наименовании одного и того же понятия? Можно ли считать кару целью наказания? 6. Что понимается под эффективностью наказания? 7. Каким вам видится соотношение наказания и его целей? 8. Ознакомьтесь с рекомендуемой вам дополнительной литературой. Что, на ваш взгляд, представляет собой восстановление социальной справедливости как цель наказания? 9. Что такое частная превенция (специальное предупреждение)? Должен ли суд корректировать назначаемое наказание с учетом данной цели? 10. Что представляет собой общая превенция (общее предупреждение) как цель наказания? Должен ли суд учитывать ее при избрании виновному наказания? 11. Исправление осужденного – это цель наказания или одно из его средств? 12. Что понимается под видом наказания? 13. Каково уголовно-правовое значение ст. 44 УК РФ? 14. Что такое «лестница» наказаний? Что представляет собой совокупность видов наказания как система? 15. Обратитесь к тексту ст. 44 УК РФ. Определите, какое наказание является более строгим – ограничение по военной службе или исправительные работы; лишение права заниматься определенной деятельностью или обязательные работы; арест или содержание в дисциплинарной воинской части. 16. Мыслимо ли назначение основного наказания без дополнительного и наоборот? 17. На основании каких признаков осуществляется деление дополнительных наказаний на виды? 18. Какие виды дополнительных наказаний вправе применить суд независимо от упоминания о них в санкции статьи? 19. Может ли суд назначить в качестве основного наказание, не названное в санкции статьи Особенной части УК? 20. Какие виды наказаний встречаются в практике применения чаще, какие – редко? 21. Какие виды наказания не нашли закрепления в УК РФ 1996 г., а какие из них новые? 22. Какие виды наказаний, несмотря на наличие их в перечне ст. 44 УК, не применяются на практике? 23. В чем проявляется противоречивый характер такого наказания, как лишение свободы? 24. Назовите виды лишения свободы, известные действующему уголовному законодательству. | 1 | См. 1) главы XIII-XIV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главы XIII-XIV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"// СПС ГАРАНТ 4) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 г. Москва "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" // СПС ГАРАНТ
|
Итого по модулю 13 |
| 3 |
|
Модуль 14 «Назначение наказания» | |||
Подготовка к лекции № 13 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Правила назначения наказания 2. Назначение наказания при совокупности преступлений. 3. Назначение наказаний при совокупности приговоров. 4. Специальные правила назначения наказания.
| 0,5 | См. главу XV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 0,5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 118-125. |
Написание реферата | Темы: 1. Соотношение разъяснений Пленума Верховного Суда «О практике назначения судами уголовного наказания» в различные исторические этапы развития государства. 2. Соотношение понятий «начала» и «принципы» назначения наказания. 3. Правила назначения наказания при совокупности преступлений и совокупности приговоров. 4. Место и роль института условного осуждения в российском уголовном праве. | 0,5 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. В чем отличие принципов уголовной ответственности от общих начал назначения наказания? 2. Каково соотношение общих начал и принципов назначения наказания? 3. Что понимается под законодательными пределами назначения наказания? Каковы их особенности? 4. Какую роль играет квалификация содеянного в выявлении пределов назначения наказания? 5. В какой мере требование определенности санкций соблюдено в новом УК? 6. Чем продиктована необходимость учета личности виновного при назначении уголовного наказания? 7. Какова взаимосвязь смягчающих и отягчающих обстоятельств с основными критериями назначения наказания по их содержанию? 8. При каких условиях суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом? 9. Каковы правила назначения наказания за неоконченное преступление и при рецидиве преступлений? 10. Каковы правила и пределы назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров? 11. Каковы минусы при поглощении одного наказания другим? 12. Какие варианты, связанные с выходом за нижние пределы санкции статьи, предусматривает ст. 64 УК РФ? 13. Ознакомьтесь с содержанием ст.ст. 64 и 73 УК РФ и определите, возможно ли применение одним приговором обеих этих статей. 14. От чего зависит выбор принципа определения судом окончательного наказания? 15. На какие ситуации рассчитано предписание ч. 5 ст. 69 УК РФ? 16. Какие ошибки наиболее характерны при применении ст.ст. 69 и 70 УК РФ? 17. В чем заключается смысл условного осуждения? 18. Возможно ли применение условного наказания к лицу, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление? 19. Какое значение имеет поведение виновного до и после совершения преступления? | 0,5 | См. 1) главу XV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу XV учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 г. Москва "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" // СПС ГАРАНТ
|
Итого по модулю 14 |
| 2 |
|
Модуль 15 «Освобождение от уголовной ответственности» | |||
Подготовка к лекции № 14 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие уголовной ответственности. 2. Виды освобождения от уголовной ответственности. 3. Основания освобождения от уголовной ответственности.
| 0,5 | См. главу XVI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 0,5 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 126-131. |
Написание реферата | Темы: 1. Освобождение от уголовной ответственности: история развития института. 2. Освобождение от уголовной ответственности: сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного законодательства. 3. История развития вопроса о сроках давности привлечения лица к уголовной ответственности. 4. Основания освобождения от уголовной ответственности по статьям Особенной части УК РФ. | 0,5 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. В чем заключается сущность и правовая природа освобождения от уголовной ответственности? 2. Не нарушается ли требование неотвратимости ответственности при освобождении лиц от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям? 3. Где проходит грань, отделяющая освобождение от уголовной ответственности от освобождения от наказания? 4. Как в ныне действующем уголовном законодательстве определено место института освобождения от ответственности? 5. Сопоставьте нормы гл. 8 УК РФ и гл. 11 УК РФ. Что их сближает и что различает? 6. Можно ли отнести добровольный отказ от преступления (ст. 31 УК РФ) к институту освобождения от уголовной ответственности? 7. Какие виды освобождения можно отнести к условным? 8. Совокупность каких факторов необходима для освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим? Необходима ли для применения ст. 75 УК РФ совокупность названных в ней условий либо же достаточно наличия одного из них – явки с повинной, заглаживания вреда и т.д.? 9. Означает ли формула «лицо может быть освобождено» полную свободу органа в принятии решения об освобождении? 10. Каково основание освобождения от уголовной ответственности лица за давностью? 11. Какова специфика применения сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью? 12. Из чего исходит законодатель, устанавливая дифференцированные сроки давности? 13. Каковы особенности исчисления сроков давности по делам о продолжаемых и длящихся преступлениях? 14. Что такое «приостановление давности»? В каком случае течение сроков давности приостанавливается? 15. Все ли виды освобождения названы в главе 11 УК РФ? Раскройте содержание оснований освобождения от уголовной ответственности по статьям Особенной части УК РФ. | 0,5 | См. 1) главу XVI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу XVI учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества : Конвенция (Страсбург, 25 января 1974 г.) // сервер Совета Европы http://www.coe.int. |
Итого по модулю 15 |
| 2 |
|
Модуль 16 «Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость» | |||
Подготовка к лекции № 15 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие освобождения от наказания. 2. Виды освобождения от наказания. 3. Условное и безусловное освобождения от наказания. 4. Амнистия. 5. Помилование. 6. Судимость и ее правовые последствия.
| 0,5 | См. главу XVII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 1 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 138-143. |
Написание реферата | Темы: 1. Изменение обстановки как основания освобождения от наказания. 2. Судимость: понятие и уголовно-правовое значение. | 1 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Кто является субъектом применения норм об освобождении от наказания? 2. На каких стадиях возможно освобождение лица от наказания? 3. Какова природа института освобождения от наказания? 5. Какие виды освобождения от наказания известны УК РФ 1996 г.? Произошли ли в этом вопросе какие-либо изменения по сравнению с УК РСФСР 1960 г.? 6. В Особенной части УК РФ есть положения, касающиеся специальных видов освобождения от уголовной ответственности. Изучите примечания к статьям Особенной части: предусматривают ли они и освобождение от наказания по приговору суда? 7. В чем заключается условно-досрочное освобождение от наказания? 8. К какой категории лиц может применяться льгота, предусмотренная ст. 79, 80 УК РФ? 8. Какие цели преследует отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет? 10. Имеются ли сходства института отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК РФ) с условным осуждением? 11. Освобождение от наказания в связи с болезнью – право или обязанность суда? 12. Каковы общие и отличительные черты у освобождения за давностью обвинительного приговора и освобождения от уголовной ответственности за давностью (ст.ст. 83 и 78 УК РФ)? 13. Что такое судимость? Каковы признаки судимости? Что понимается под общеправовыми и уголовно-правовыми последствиями судимости? 14. С какого момента лицо считается имеющим судимость? 15. Чем отличается амнистия от помилования? | 0,5 | См. 1) главу XVII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу XVII-XVIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» // СПС ГАРАНТ
|
Подготовка к ролевой игре | Ознакомление со сценарием, распределение ролей | 1 |
|
Итого по модулю 16 |
| 4 |
|
Модуль 17 «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» | |||
Подготовка к лекции № 2 | Самостоятельное изучение вопросов: 1. Возраст уголовной ответственности. 2. Наказания, назначаемые несовершеннолетним. 3. Принудительные меры воспитательного воздействия: виды и содержания. | 1 | См. главу XVIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006.
|
Подготовка к практическому занятию | Решение задач | 4 | См. сборник задач по Уголовному праву (общая часть), задачи 132-137 |
Написание реферата | Темы: 1. История развития института уголовной ответственности несовершеннолетних. 2. Сравнительно-правовые аспекту уголовной ответственности несовершеннолетних | 2 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. Какие лица признаются несовершеннолетними по УК РФ? 2. В чем заключается смысл выделения в действующем уголовном законодательстве самостоятельной главы об уголовной ответственности несовершеннолетних? 3. Какие виды уголовной ответственности применяются к несовершеннолетним? 4. За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет? 5. В чем Вам видится специфика назначения наказания несовершеннолетним? 6. В каких случаях допускается освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с заменой принудительными мерами воспитательного характера? 7. Какие принудительные меры воспитательного воздействия предусмотрены в УК РФ? 8. Каковы основания, порядок и последствия отмены принудительных мер воспитательного воздействия? 9. В чем специфика института судимости и сроков давности применительно к несовершеннолетним? 10. Сопоставьте ст. 88 и 44 УК РФ и определите, каковы особенности установления законодателем круга наказаний и их размеров по делам несовершеннолетних. 11. Изучите положения ст. 60 УК РФ и, сопоставив их с положениями ст. 89 УК РФ, укажите круг дополнительных критериев, которые учитываются судом по делам о преступлениях несовершеннолетних. 12. Сопоставьте предписания ст. 93 и 79 УК РФ и попытайтесь вычленить особенности применения условно-досрочного освобождения к несовершеннолетним. 13. Каковы причины введение в УК положений, сформулированных в ст. 96 УК РФ, о распространении предписаний гл. 14 УК РФ на некоторые категории совершеннолетних лиц? | 1 | См. 1) главу XVIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу XIX учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) О правах ребенка : Конвенция, принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН // Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. – М. : Юридическая литература, 1990. С. 388-409; Советский журнал международного права. – 1991. – № 2. – С. 151-170. 4) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"// СПС ГАРАНТ
|
Итого по модулю 17 |
| 8 |
|
Модуль 18 «Иные меры уголовно-правового характера» | |||
Подготовка к лекции № 2 |
| 1 |
|
Написание реферата | Темы: 1. Конфискация имущества: понятие, цели, основания и порядок применения. 2. Исторический аспект института принудительных мер медицинского характера. | 2 | Использование журналов Уголовное право, Правоведение, Российский юридический журнал, Следователь и др. в базе данных системы «Ирбис» |
Анализ теоретического материала | Вопросы: 1. В чем состоит сущность принудительных мер медицинского характера? 2. К каким категориям лиц применяются принудительные меры медицинского характера? 3. Каковы цели применения принудительных мер медицинского характера? Совпадают ли они с целями уголовного наказания? 4. Какое значение имеет правильное установление органами предварительного расследования и судом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния? 5. Какие сведения должно содержать заключение врачей-психиатров по вопросу о надобности принудительных мер медицинского характера? 6. Как и кем определяются сроки принудительного лечения? 7. В каких случаях возможно назначение принудительных мер медицинского характера наряду с наказанием? 8. Каков порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера? 9. Какие вопросы подлежат выяснению при наличии данных о психическом расстройстве лица, злоупотреблении алкоголем и наркотическими средствами? 10. Имеется ли какая-либо взаимосвязь положений ст.ст. 21 и 97 УК РФ? 11. В каких учреждениях осуществляется принудительное лечение лиц, названных в ч. 1 ст. 97 УК РФ? 12. В чем состоит сущность конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера? 13. Укажите положительные стороны включения главы 15.1 в Общую часть УК РФ. 14. Каковы цели, основания и порядок применения конфискации имущества? 15. Какая категория имущества подлежит конфискации? 16. Применение данной меры уголовно-правового характера является правом или обязанностью суда? | 1 | См. 1) главу XVIII учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учеб. для вузов / под ред. профессора А. И. Марцева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Омск, 2006. 2) главу XIX учебника Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / ред. Л. В. Иногамова-Хегай [и др.]. – М. : ИНФРА-М : КОНТРАКТ, 2006. 3) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. N 6"О практике применения судами принудительных мер медицинского характера"// СПС ГАРАНТ
|
Итого по модулю 18 |
| 4 |
|
Приложение 4 к рабочей программе дисциплины «Уголовное право (Общая часть)»
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Содержание дисциплины Модуль I. Понятие, предмет, задачи, система и принципы уголовного права. Уголовная политика
- Модуль II. Уголовный закон
- Модуль III. Преступление и уголовная ответственность
- Модуль IV. Общие понятия о составе преступления
- Модуль V. Объект преступления
- Модуль VI. Объективная сторона преступления
- Модуль VII. Субъект преступления
- Модуль VII. Субъективная сторона преступления
- Модуль IX. Стадии совершения преступления
- Модуль X. Соучастие в преступлении
- Модуль XI. Множественность преступлений
- Модуль XII. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Модуль XIII. Уголовное наказание
- Модуль XIV. Назначение наказания
- Модуль XV. Освобождение от уголовной ответственности
- Модуль XVI. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость
- Модуль XVII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Модуль XVIII. Иные меры уголовно-правового характера
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Вопросы к зачету
- 4.3. Вопросы к экзамену1.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- Вопрос 1. Понятие, предмет и метод уголовного права
- Вопрос 2. Система уголовного права (т.21 Особенной части, проверить по записи лекции).
- Вопрос 3. Задачи уголовного права
- Вопрос 4 Наука уголовного права.
- Вопрос 5. Понятие и содержание уголовно-правовой политики.
- Модуль 2. Уголовный закон
- Вопрос 2. Структура уголовного закона
- Вопрос 3. Действие уголовного закона во времени
- Вопрос 4. Действие уголовного закона в пространстве
- Вопрос 5. Толкование уголовного закона. Аналогия в уголовном праве
- Модуль 3. Преступление и уголовная ответственность
- Вопрос 1. Понятие преступления в законе и уголовно-правовой теории. Признаки преступления.
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Модуль 4. Общие понятия о составе преступления
- Вопрос 2. Виды составов преступлений.
- Модуль 5. Объект преступления
- Модуль 6. Объективная сторона преступления
- Вопрос 1. Понятие, содержание и юридическое значение объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Модуль 7. Субъект преступления
- Вопрос 2. Возраст субъекта уголовной ответственности
- Вопрос 3. Вменяемость: понятие, критерии определения, уголовная ответственность
- Вопрос 4. Совершение преступления в состоянии опьянения
- Вопрос 5. Специальный субъект преступления
- Модуль 8. Субъективная сторона преступления
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 2. Вина
- Вопрос 3. Умысел и его виды
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 5. Двойная форма вины
- Вопрос 6. Мотив и цель
- Вопрос 7. Ошибки и их уголовно-правовое значение.
- Модуль 9. Стадии совершения преступления
- Вопрос 2. Приготовление к преступлению
- Часть 1 ст. 30 ук перечисляет формы, в которых реализуется приготовление.
- Вопрос 3. Покушение на преступление
- Часть 3 ст. 30 ук характеризует покушение как действие (бездействие). Покушение реализуется в бездействии, например при убийстве, когда жертву, находящуюся в беспомощном состоянии, лишают воды и пищи.
- Вопрос 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Модуль 10. Соучастие в совершении преступления
- Вопрос 2. Виды соучастников преступления
- Вопрос 3. Формы соучастия в преступлении
- Вопрос 4. Ответственность соучастников преступления
- Модуль 11. Множественность преступлений
- Вопрос 2. Отличие множественности преступлений от единых (единичных) сложных преступлений. Значение множественности преступлений.
- Вопрос 3. Формы множественности преступлений, их виды.
- Вопрос 4. Понятие и признаки совокупности преступлений. Виды совокупности.
- Вопрос 4. Понятие и признаки рецидива преступлений. Виды рецидива. Уголовно-правовые последствия рецидива преступлений.
- Модуль 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Вопрос 2. Понятие необходимой обороны. Условия ее правомерности.
- Вопрос 3. Задержание лица, совершившего преступление. Условия правомерности причинения вреда преступнику.
- Вопрос 4. Крайняя необходимость. Условия ее правомерности.
- Вопрос 5. Физическое или психическое принуждение.
- Вопрос 6. Обоснованный риск.
- Вопрос 7. Исполнение приказа или распоряжения.
- Модуль 13. Уголовное наказание
- Вопрос 2. Классификация видов наказаний.
- Вопрос 3. Характеристика видов наказаний.
- Часть 3 ст. 54 ук гласит: «Военнослужащие отбывают арест на гаупвахте».
- Модуль 14. Назначение наказания
- Вопрос 1. Общие начала назначения наказания.
- Вопрос 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- Вопрос 3. Назначение наказания за неоконченное преступление.
- Вопрос 4. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии.
- Вопрос 5. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
- Модуль 15. Освобождение от уголовной ответственности
- Вопрос 2. Освобождение от уголовной ответственности с связи с деятельным раскаянием.
- Вопрос 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
- Модуль 16. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость.
- Вопрос 2. Условное осуждение (ст. 73 ук).
- Вопрос 3. Условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
- Вопрос 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Отсрочка отбывания наказания Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
- Вопрос 5. Амнистия и помилование.
- Вопрос 6. Судимость. Погашение и снятие судимости.
- Модуль 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Вопрос 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
- Вопрос 3. Принудительные меры воспитательного воздействия
- Модуль 18. Иные меры уголовно-правового характера.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Работа с кейсами
- Именем Российской Федерации
- Характеристика содержания и структурных элементов рубежного контроля
- Образец кейса по модулям 9-11, 13-14.
- Пример типового теста
- Уголовное право. Общая часть
- Тема 4. Уголовный закон Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Тема 5. Преступление Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Задача 18
- Задача 19
- Задача 20
- Задача 21
- Задача 22
- Задача 23
- Задача 24
- Задача 25
- Тема 6. Состав преступления Задача 26
- Задача 27
- Задача 28
- Задача 29
- Задача 30
- Тема 7. Объект преступления Задача 31
- Задача 32
- Задача 33
- Задача 34
- Задача 35
- Задача 36
- Задача 37
- Тема 8. Объективная сторона преступления Задача 38
- Задача 39
- Задача 40
- Задача 41
- Задача 42
- Задача 43
- Задача 44
- Задача 45
- Задача 46
- Задача 47
- Задача 48
- Тема 9. Субъект преступления Задача 49
- Задача 50
- Задача 51
- Задача 52
- Задача 53
- Задача 54
- Задача 55
- Задача 56
- Задача 57
- Задача 58
- Тема 10. Субъективная сторона преступления Задача 59
- Задача 60
- Задача 61
- Задача 62
- Задача 63
- Задача 64
- Задача 65
- Задача 66
- Задача 67
- Задача 68
- Задача 69
- Задача 70
- Задача 71
- Задача 72
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления Задача 73
- Задача 74
- Задача 75
- Задача 76
- Задача 77
- Задача 78
- Задача 79
- Задача 80
- Задача 81
- Задача 82
- Задача 83
- Задача 84
- Задача 85
- Задача 86
- Тема 12. Соучастие в преступлении Задача 87
- Задача 88
- Задача 89
- Задача 90
- Задача 91
- Задача 92
- Задача 93
- Задача 94
- Задача 95
- Задача 96
- Задача 97
- Задача 98
- Задача 99
- Тема 13. Множественность преступлений Задача 100
- Задача 101
- Задача 102
- Задача 103
- Задача 104
- Задача 105
- Тема 14. Обстоятельства, исключающие преступность деяния Задача 106
- Задача 107
- Задача 108
- Задача 109
- Задача 110
- Задача 111
- Задача 112
- Задача 113
- Задача 114
- Задача 115
- Задача 116
- Задача 117
- Тема 16. Назначение наказания Задача 118
- Задача 119
- Задача 120
- Задача 121
- Задача 122
- Тема 17. Освобождение от уголовной ответственности
- Задача 127
- Задача 128
- Задача 129
- Задача 130
- Задача 131
- Рефераты