Вопрос 1. Понятие, предмет и метод уголовного права
Уголовное право можно рассматривать как:
1) обязательную учебную дисциплину, которая изучается во всех юридических вузах и ориентирована на подготовку профессионалов-юристов, вооруженных теорией, умеющих обоснованно и своевременно применять полученные знания, правильно оценивать общественную опасность и противоправность деяния, грамотно квалифицировать противоправные действия, без чего невозможна эффективная борьба с преступностью;
2) как отрасль права, представляющую собой совокупность норм и правил, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также порядок освобождения от уголовной ответственности;
3) как научное явление, которое изучает преступление и наказание как правовое явление в их историческом развитии, вырабатывает передовые идеи, облекая их в форму плодотворных концепций, питающих законотворческую и судебную практику.
Система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционного, административного, гражданского и др. отраслей. В ряду этих отраслей находится и уголовное право. Оно является самостоятельной и одной из ведущих отраслей российского права, которой присущи все признаки, свойственные праву в целом. Вместе с тем, являясь составной частью системы права, уголовное право существенно отличается от других, в том числе и смежных отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и метод регулирования.
Уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм и правил, установленных высшими органами государственной власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также порядок и условия освобождения от уголовной ответственности.
Российское уголовное законодательство согласно ч.1 ст. 1 УК РФ состоит из Уголовного кодекса России.
Как и для всех отраслей права, основой уголовного права является конституция РФ, многие положения которой имеют прямое отношение к проблемам защиты законных прав и интересов граждан, общества и государства и непосредственно к вопросам уголовной ответственности.
Самостоятельность российского уголовного права как отрасли права обуславливается рядом его специфических черт.
1. Являясь самостоятельной отраслью права, уголовное право входит в систему права России. Самостоятельность обуславливается особым предметом и методом регулирования.
2. Уголовное право представляет собой совокупность правовых норм. Эти нормы предназначены для того, чтобы воздействовать на взаимоотношения людей друг с другом, на их отношения с государством в лице соответствующих органов в случае совершения преступного акта, а так же предотвратить подобные деяния в последующем.
Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей, которые составляют единое целое. Однородность норм уголовного права выражается в их общей функциональной направленности.
3. Уголовно-правовые нормы принимаются высшим органом государственной власти – Государственной думой и имеют силу обязательного закона на всей территории и для всех граждан РФ. (Нормативность уголовного права). Обязательность уголовно-правовых норм предполагает, с одной стороны, что каждый, совершивший преступление, обязан претерпеть на себе воздействие уголовной ответственности, а с другой, что правоприменитель в этом случае обязан использовать уголовно-правовые нормы.
4. В нормах уголовного права выражена воля всего народа.
5. Уголовное право – это совокупность норм, устанавливающих, какие деяния признаются преступными и какое наказание может быть за них назначено, а так же порядок освобождения от уголовной ответственности.
6. Уголовное право обеспечивается силой государства. Известно, что необходимость существования уголовно-правовых запретов осознается, а тем более воспринимается далеко не всеми членами общества, однако, оно не утрачивает от этого своей социальной ценности. Как раз наоборот, уголовное право утратило бы свою основную цель, если бы ориентироалось только на принцип добровольного исполнения. Принудительность уголовно-правовых норм должна быть в равность степени применена ко всем, кто совершает преступление. В определенной степени именно этим обусловлен общеобязательный характер норм уголовного права.
Указанные признаки раскрывают самостоятельность уголовного права как отрасли права.
Предмет уголовного права. Как мы отметили, уголовное право отличается от других отраслей права своим предметом, методом и задачами правового воздействия на людей. Иногда в общей теории уголовного права высказываются взгляды о том, что в этом отношении уголовное право стоит особняком и его особенность выражается в том, что его нормы не имеют собственного предмета реагирования. При этом имеется в виду, что регулируют общественные отношения другие отрасли, а уголовное право охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения. Такая точка зрения получила определенное распространение в уголовно-правовой литературе. Однако, с ней сложно согласиться. В действительности нормы каждой отрасли права, как правило, сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться за нарушения, например, административно-правового запрета. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.
Можно выделить три основных разновидности этих отношений, образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования:
Первый вид таких отношений – охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие между виновным и государством в связи с совершением преступления. Они возникают с момента совершения преступления и прекращаются с погашением судимости. Предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания. В соответствии с уголовным законодательством данная группа общественных отношений не только образует один из элементов предмета уголовно-правового регулирования, но и преобладает в нем.
Помимо внешнего конфликта противоречия между личностью и обществом может проявляться в менее острых формах – различия и несоответствия, которые по своей социально-психологической природе образуют внутренний конфликт. Внутренний конфликт, в отличие от внешнего, не материализуется вовне в виде конкретных поведенческих актов. Та или иная установка лица может не соответствовать нормативным предписаниям, но оно не совершает преступление из чувства страха перед возможным наказанием. Следовательно, вторым видом отношений, которые входят в предмет уголовного права являются отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах или общепредупредительные уголовно-правовые отношения. Уголовный закон налагает на граждан обязанность воздержаться от совершения преступления и поэтому регулирует поведение людей в обществе.
Третья разновидность общественных отношений, входящих в предмет уголовного права – регулятивные уголовно-правовые отношения. Это отношения, которые регулируются уголовно-правовыми нормами, наделяющими граждан правом на причинение вреда при защите от опасных посягательств при необходимой обороне, задержании преступника и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения специфичны, в частности по своему субъективному составу. Например, лицо, осуществляющее свое право на необходимую оборону вступает в правовые отношения, с одной стороны, с лицом посягающим на интересы личности, общества или государства и нарушающим своим поведением уголовно-правовой запрет. С другой стороны, поведение обороняющегося правомерным компетентны признать только суд или прокурорско-следственные органы. В каждом случае именно они обязаны всесторонне рассмотреть событие, связанное с причинением вреда при защите от опасного посягательства и подтвердить правомерность действий обороняющегося, официально освободив его от уголовной ответственности. Таким образом, обороняющийся вступает в правовые отношения и с государством в лице правоохранительных органов и суда. Именно в рамках возникших при совершении вышеуказанных действий и реализуется правоконстатирующая функция уголовного права, с помощью которой государство подтверждает правомерность использования гражданином своих прав по пресечению общественно опасного посягательства или угрозы правоохраняемым интересам. Т.е. гражданин не только не вступает в конфликт с охраняемыми уголовным законом социальными ценностями, но и защищает их.
Участникам рассматриваемого регулятивного уголовного правоотношения присущи специфические права и обязанности. Лицо, осуществляющее правомерный акт необходимой обороны, крайней необходимости и т.п. вправе требовать от компетентных органов исключения уголовной ответственности за совершенные им общественно полезные действия. В свою очередь на государстве лежит обязанность исключить эту ответственность в отношении гражданина, если его действия будут признаны правомерными.
Метод – это совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования. Представляя собой государственное принуждение, метод уголовного регулирования заключается в использовании уголовно-правовых средств воздействия на общественные отношения.
Метод является важной характеристикой отрасли права и выступает в качестве дополнительного деления права на отрасли. Заметим, что главным критерием все-таки остается предмет правового регулирования. Проблема метода правового регулирования одна из сложных и малоразработанных в юридической науке. В общей теории права выделяют обычно три межотрослевых метода правового регулирования: дозволение, предписание и запрет. Все три метода можно обнаружить в различных отраслях права, но в одних решающим является дозволение (гражданские правоотношения), в других предписания (административное право), в третьих - запрет.
Применительно к уголовному праву в числе методов регулирования традиционно называют дозволение и запрет, причем последний признается доминирующим. Ряд авторов выделяет метод уголовно-правовой репрессии. Однако, в соответствии с действующим уголовным законодательством, уголовно-правовые нормы, регулирующие поведение людей, можно подразделить на нормы-запреты, норы-дозволения и обязывающие нормы. Это позволяет сделать вывод, что трем вышеназванным разновидностям общественных отношений, регулируемым уголовным правом, соответствует три самостоятельных метода их регулирования. Охранительные уголовно-правовые отношения и общепредупредительные регулируются нормами запретами, реализация которых может выражаться в применении санкций к лицам, совершившим преступление либо освобождение их от уголовной ответственности в связи с выполнением общественно полезных действий. Регулятивные отношения, связанные с необходимой обороной и т.п., регулируются с помощью норм-дозволений (ст.37, 38, 39 УК). Эти нормы наделяют граждан правом на активную борьбу с общественно опасными деяниями. Общественно отношения, возникающие из совершения общественно опасного деяния невменяемыми лицами, регулируются методом предписания (позитивного обязывания). Суть данного метода с точки зрения уголовного права заключается в возможности на представителей специально уполномоченных органов обязанности выполнения определенных действий (установить факт совершения общественно опасного деяния, при необходимости применить принудительные меры медицинского характера.
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Содержание дисциплины Модуль I. Понятие, предмет, задачи, система и принципы уголовного права. Уголовная политика
- Модуль II. Уголовный закон
- Модуль III. Преступление и уголовная ответственность
- Модуль IV. Общие понятия о составе преступления
- Модуль V. Объект преступления
- Модуль VI. Объективная сторона преступления
- Модуль VII. Субъект преступления
- Модуль VII. Субъективная сторона преступления
- Модуль IX. Стадии совершения преступления
- Модуль X. Соучастие в преступлении
- Модуль XI. Множественность преступлений
- Модуль XII. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Модуль XIII. Уголовное наказание
- Модуль XIV. Назначение наказания
- Модуль XV. Освобождение от уголовной ответственности
- Модуль XVI. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость
- Модуль XVII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Модуль XVIII. Иные меры уголовно-правового характера
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Вопросы к зачету
- 4.3. Вопросы к экзамену1.
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- Вопрос 1. Понятие, предмет и метод уголовного права
- Вопрос 2. Система уголовного права (т.21 Особенной части, проверить по записи лекции).
- Вопрос 3. Задачи уголовного права
- Вопрос 4 Наука уголовного права.
- Вопрос 5. Понятие и содержание уголовно-правовой политики.
- Модуль 2. Уголовный закон
- Вопрос 2. Структура уголовного закона
- Вопрос 3. Действие уголовного закона во времени
- Вопрос 4. Действие уголовного закона в пространстве
- Вопрос 5. Толкование уголовного закона. Аналогия в уголовном праве
- Модуль 3. Преступление и уголовная ответственность
- Вопрос 1. Понятие преступления в законе и уголовно-правовой теории. Признаки преступления.
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Вопрос 2. Категории преступлений
- Вопрос 3. Понятие уголовной ответственности и формы ее реализации
- Модуль 4. Общие понятия о составе преступления
- Вопрос 2. Виды составов преступлений.
- Модуль 5. Объект преступления
- Модуль 6. Объективная сторона преступления
- Вопрос 1. Понятие, содержание и юридическое значение объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Вопрос 2. Признаки объективной стороны преступления
- Модуль 7. Субъект преступления
- Вопрос 2. Возраст субъекта уголовной ответственности
- Вопрос 3. Вменяемость: понятие, критерии определения, уголовная ответственность
- Вопрос 4. Совершение преступления в состоянии опьянения
- Вопрос 5. Специальный субъект преступления
- Модуль 8. Субъективная сторона преступления
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 2. Вина
- Вопрос 3. Умысел и его виды
- Вопрос 4. Неосторожность и ее виды
- Вопрос 5. Двойная форма вины
- Вопрос 6. Мотив и цель
- Вопрос 7. Ошибки и их уголовно-правовое значение.
- Модуль 9. Стадии совершения преступления
- Вопрос 2. Приготовление к преступлению
- Часть 1 ст. 30 ук перечисляет формы, в которых реализуется приготовление.
- Вопрос 3. Покушение на преступление
- Часть 3 ст. 30 ук характеризует покушение как действие (бездействие). Покушение реализуется в бездействии, например при убийстве, когда жертву, находящуюся в беспомощном состоянии, лишают воды и пищи.
- Вопрос 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Модуль 10. Соучастие в совершении преступления
- Вопрос 2. Виды соучастников преступления
- Вопрос 3. Формы соучастия в преступлении
- Вопрос 4. Ответственность соучастников преступления
- Модуль 11. Множественность преступлений
- Вопрос 2. Отличие множественности преступлений от единых (единичных) сложных преступлений. Значение множественности преступлений.
- Вопрос 3. Формы множественности преступлений, их виды.
- Вопрос 4. Понятие и признаки совокупности преступлений. Виды совокупности.
- Вопрос 4. Понятие и признаки рецидива преступлений. Виды рецидива. Уголовно-правовые последствия рецидива преступлений.
- Модуль 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Вопрос 2. Понятие необходимой обороны. Условия ее правомерности.
- Вопрос 3. Задержание лица, совершившего преступление. Условия правомерности причинения вреда преступнику.
- Вопрос 4. Крайняя необходимость. Условия ее правомерности.
- Вопрос 5. Физическое или психическое принуждение.
- Вопрос 6. Обоснованный риск.
- Вопрос 7. Исполнение приказа или распоряжения.
- Модуль 13. Уголовное наказание
- Вопрос 2. Классификация видов наказаний.
- Вопрос 3. Характеристика видов наказаний.
- Часть 3 ст. 54 ук гласит: «Военнослужащие отбывают арест на гаупвахте».
- Модуль 14. Назначение наказания
- Вопрос 1. Общие начала назначения наказания.
- Вопрос 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- Вопрос 3. Назначение наказания за неоконченное преступление.
- Вопрос 4. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии.
- Вопрос 5. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
- Модуль 15. Освобождение от уголовной ответственности
- Вопрос 2. Освобождение от уголовной ответственности с связи с деятельным раскаянием.
- Вопрос 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
- Модуль 16. Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость.
- Вопрос 2. Условное осуждение (ст. 73 ук).
- Вопрос 3. Условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
- Вопрос 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Отсрочка отбывания наказания Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
- Вопрос 5. Амнистия и помилование.
- Вопрос 6. Судимость. Погашение и снятие судимости.
- Модуль 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Вопрос 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
- Вопрос 3. Принудительные меры воспитательного воздействия
- Модуль 18. Иные меры уголовно-правового характера.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Работа с кейсами
- Именем Российской Федерации
- Характеристика содержания и структурных элементов рубежного контроля
- Образец кейса по модулям 9-11, 13-14.
- Пример типового теста
- Уголовное право. Общая часть
- Тема 4. Уголовный закон Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Тема 5. Преступление Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Задача 18
- Задача 19
- Задача 20
- Задача 21
- Задача 22
- Задача 23
- Задача 24
- Задача 25
- Тема 6. Состав преступления Задача 26
- Задача 27
- Задача 28
- Задача 29
- Задача 30
- Тема 7. Объект преступления Задача 31
- Задача 32
- Задача 33
- Задача 34
- Задача 35
- Задача 36
- Задача 37
- Тема 8. Объективная сторона преступления Задача 38
- Задача 39
- Задача 40
- Задача 41
- Задача 42
- Задача 43
- Задача 44
- Задача 45
- Задача 46
- Задача 47
- Задача 48
- Тема 9. Субъект преступления Задача 49
- Задача 50
- Задача 51
- Задача 52
- Задача 53
- Задача 54
- Задача 55
- Задача 56
- Задача 57
- Задача 58
- Тема 10. Субъективная сторона преступления Задача 59
- Задача 60
- Задача 61
- Задача 62
- Задача 63
- Задача 64
- Задача 65
- Задача 66
- Задача 67
- Задача 68
- Задача 69
- Задача 70
- Задача 71
- Задача 72
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления Задача 73
- Задача 74
- Задача 75
- Задача 76
- Задача 77
- Задача 78
- Задача 79
- Задача 80
- Задача 81
- Задача 82
- Задача 83
- Задача 84
- Задача 85
- Задача 86
- Тема 12. Соучастие в преступлении Задача 87
- Задача 88
- Задача 89
- Задача 90
- Задача 91
- Задача 92
- Задача 93
- Задача 94
- Задача 95
- Задача 96
- Задача 97
- Задача 98
- Задача 99
- Тема 13. Множественность преступлений Задача 100
- Задача 101
- Задача 102
- Задача 103
- Задача 104
- Задача 105
- Тема 14. Обстоятельства, исключающие преступность деяния Задача 106
- Задача 107
- Задача 108
- Задача 109
- Задача 110
- Задача 111
- Задача 112
- Задача 113
- Задача 114
- Задача 115
- Задача 116
- Задача 117
- Тема 16. Назначение наказания Задача 118
- Задача 119
- Задача 120
- Задача 121
- Задача 122
- Тема 17. Освобождение от уголовной ответственности
- Задача 127
- Задача 128
- Задача 129
- Задача 130
- Задача 131
- Рефераты