logo search
Программа курса Основы социального государства

3 Слайд Условия реализации конституционных принципов социального государства

·право человека на свободу;

·право на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы каждый гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

·гарантии в проведении государством сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека», достижение высоких жизненных стандартов большинством граждан, адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

·гарантии создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

·права и гарантии, признающие и реализующие систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

·гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен иметь определенную социальную нагрузку;

·права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

«Таким образом, социальное государство одновременно выражает цель, присущую обществу, регламентирует методы, которые общество считает допустимыми, и создает средства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том числе и самого человека) и системы соответствующих им производственных отношений»1.

На каждом этапе своего развития социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных принципов. Приоритеты определяются исходя из степени остроты важнейших социально-экономических и политических проблем. Приоритеты определяются исходя из проблемного видения самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых будет способствовать переходу общества на качественно новый уровень социально-экономического развития, опирающегося на демократические принципы и правовые нормы.

Приоритеты социального государства на данном этапе развития нашей страны – это то, чему государство отдает преобладающее значение в развитии социально-экономических отношений. Они определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач). При существующем уровне развития российского государства и государственности «сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения...», современная социально-экономическая ситуация «делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безопасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения превращения России в колонию или полуколонию «Большой семерки»2.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определена задача преодоления послекризисного спада уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечение эффективного уровня занятости трудоспособного населения.

Сферой государственной ответственности должна остаться государственная социальная помощь малообеспеченным семьям, которая постепенно заменит собой действующую социально неоправданную и крайне неэффективную систему льгот и компенсаций.

На втором (переходном) этапе строительства современного социального государства в России необходимо провести радикальную реформу трудовых отношений, направленную на рост оплаты труда, формирование равноправных экономических отношений между работодателями и наемными работниками, эффективное функционирование рынка труда. Для содействия устойчивому росту доходов необходимо создать условия для опережающего развития социальных институтов (образование, здравоохранение, культура) и развития механизмов социального партнерства. Основным механизмом решения наиболее значимых социальных проблем является последовательная реализация государством своей политики развития социальной сферы. На современном этапе в решении главных социальных задач российское государство установило следующие приоритеты (извлечение из программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу даты опущены):

Приоритеты России в реализации социальной политики и укреплении социально-экономических основ социального государства меняются в зависимости от внутренней и международной политической и социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания масс на первый план выдвигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи создания дополнительных рабочих мест, усиливаются страховые принципы социальной защиты населения.

Даже некоторое оживление экономики меняет расстановку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров, на первый план выдвигаются инвестиции в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспо­собности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение.

Страны с высокоразвитой экономикой могут позволить себе ориентироваться в большей степени на самостоятельное решение большинством граждан своих социальных проблем, оказывая социальную помощь и поддержку уязвимым слоям населения.

Несмотря на изменение приоритетов, подавляющее большинство компонентов этой системы остаются неизменными. И в этом смысле, отдельные составляющие приводимых ниже приоритетов Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу в различных сферах жизнедеятельности могут быть использованы в качестве критериев моделирования системы приоритетов на различных этапах развития России или ее отдельных регионов.

Основными приоритетами Правительства Российской Федерации на ближайшую среднесрочную перспективу являются: