logo search
TGP

84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство

Социальное государство обеспечивает всех членов общества пол­нотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики. Становление социального государства во многих странах связано с экономическим ростом, возможностями перераспределе­ния доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппаратов. В различных государствах структура социального государства весьма существенным образом различается. Так, если в Ве­ликобритании краеугольном камнем государственного здания является здравоохранение, то в других государствах это система обра­зования и забота о престарелых. Одни социальные государства ис­пользуют систему частного страхования, в других само государство выступает гарантом прав

Цель социального государства гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий прин­цип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В со­ответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Осо­бое внимание уделяется профессиональному обучению, переквали­фикации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используются как методы прямого перераспределения, так и возвратная ссуда Централизованная система социального обеспече­ния заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно за­полняет пространство, оставленное государством. Здесь препят­ствием выступают не только объемы требуемой социальной помо­щи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей созда­ния богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простой подмены государственных учреждений

Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы ус­тановить строгие границы финансовых обязательств со стороны об­щества и определить их пределы. К примеру, отмечается значи­тельный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с по­мощью которых можно было бы выполнить обещания, данные соци­альным государством

Социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом свя­занного с тем, что налоговая система, основной опорой которой яв­ляется обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру человеческого существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В этой связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Общая же тенденция такова, что, не исключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, нужно сделать вывод о движении к меньшему государству и большей децентрализации.