logo search
TGP

80. Исполнительная власть и ее механизм

В современном государстве усиление независимости правитель­ства от парламента выражено в том, что исполнительная власть имеет возможность принимать важные политические решения. Поэтому проблема функционирования исполнительной власти стро­го в пределах, установленных конституцией и действующим законо­дательством является одной из важнейших. Иерархическое постро­ение исполнительной власти с выделением центральной, региональ­ной и местной власти обеспечивает четкость и быстроту исполне­ния принятых в центре решений. Исходя из содержания и резуль­татов деятельности исполнительной власти судят об эффективности или неэффективности государственной власти в целом.

Правительство имеет различные наименования: кабинет, кабинет министров, государственный совет, федеральный совет и т. п. Раз­личаются однопартийные правительства, где одна политическая партия располагает большинством, и коалиционные правительства, где ни одна политическая партия не имеет большинства. Главой правительства может быть премьер-министр, председатель совета министров, федеральный канцлер, президент и т. п.

Выделяют парламентский принцип образования правительства (исходя из расстановки сил в парламенте) и внепарламентский принцип, когда глава государства самостоятельно подбирает, назна­чает и увольняет членов кабинета.

Институт парламентской ответственности правительства означа­ет не судебную, а политическую ответственность. Министры несут коллективную, то есть солидарную ответственность за политику и решения правительства, и индивидуальную ответственность за дела своего министерства. Иногда отрицательное голосование парламен­та по правительственному предложению приравнивается к выраже­нию недоверия. Чаще же отказ в доверии должен сопровождаться принятием мотивированного решения. Резолюция недоверия вносит­ся парламентариями и обычно должна быть подписана группой де­путатов. Между внесением резолюции и постановкой ее на голосо­вание предусматривается значительный промежуток времени Для принятия резолюции недоверия требуется абсолютное большинство голосов.

Помимо главы правительства в состав правительства входят ми­нистры, государственные министры, министры без портфеля, статс-секретари, младшие министры и парламентские секретари В боль­шинстве государств жестко фиксированная структура и численный состав правительства отсутствует, поскольку эти компоненты опре­деляются при создании нового правительства или его реорганиза­ции Между тем отмечается общая тенденция сокращения количе­ства министерств, которых в различных государствах от десяти до более тридцати. Считается, что для осуществления своих функций современному государству необходимы следующие министерства-1) министерства, стоящие на страже правопорядка и государствен­ного строя; 2) министерства, ведающие внешними сношениями; 3) военные министерства; 4) министерства экономического профи­ля; 5) "социальные" министерства; 6) министерства образования и науки