logo search
ТГП экзамен

51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.

Пробел в праве – это отсутствие (полное или частичное) правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретной жизненной ситуации, требующей правового решения.

Подобная ситуация нежелательна, но она реальна и объективно возможна. Ее устранение – задача законодателя, но далеко не всегда она решается своевременно и успешно. Возникает необходимость принятия решения в отсутствие необходимого закона. В таких случаях прибегают к аналогии права, либо к аналогии закона.

Аналогия закона – это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе нормы, не предназначенной непосредственно для данного, а рассчитанной для другого сходного с данным случая.

Аналогия права – это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе принципов права, духа законодательства, поскольку отсутствует не только непосредственная, а даже сходная норма.

Условия применения аналогий:

  1. наличие правового момента в рассматриваемом случае, выявление необходимости принятия по нему правового решения;

  2. отсутствие нормы, непосредственно регулирующей данный вопрос;

  3. нахождение наиболее сходной правовой нормы, т.е. такой, которая имела бы существенные сходные признаки с требуемой нормой, регулировала бы достаточно сходные отношения.

Пробелы имеют место:

Российское законодательство официально закрепляет институт аналогии – п.1 ст.6 ГК РФ. В юридической литературе и в законодательстве признается, что аналогия не допускается в уголовном законодательстве, в нем единственный путь восполнения пробелов – это деятельность законодателя.

Правоприменительная деятельность существенно затрудняется наличием коллизий в действующем законодательстве. Под юридическими коллизиями понимается расхождение или несогласованность между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления субъектами правоприменения своих полномочий.

Субъективные причины коллизий достаточно многочисленны: нечеткое разграничение правотворческих функций у различных субъектов правотворчества, неурегулированные субординационные отношения органов власти, отсутствие научной проработки вопросов, подвергаемых регулированию, отсутствие хорошей систематизации действующего законодательства, некомпетентность лиц, занимающихся правотворчеством, использование без разъяснений многозначных терминов в различных правовых актах.

Коллизии бывают: между действующими нормами права; между законами и подзаконными актами; между конституцией и законами; между нормами международного и внутригосударственного права; между нормативными актами федеральных органов власти и нормативными актами, принятыми субъектами федерации; между нормативными актами и правоприменительными актами; между актами, изданными должностными лицами различного правового статуса; между нормативными актами и актами толкования.

Способы устранения коллизий – это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости и ясности.

Практикой выработаны следующие основные способы устранения коллизий: принятие нового акта; толкование правового акта; отмена старого акта; внесение изменений, уточнений в действующий акт; применение согласованного решения созданной согласительной комиссией; судебное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства; приостановление действия правового акта.

Наиболее эффективным способом устранения коллизий являются принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений и уточнений в действующее законодательство. Важное место в деле разрешения коллизий принадлежит судам. Своими решениями они вносят ясность во многие коллизионные ситуации, возникающие на практике. В последние годы стала практиковаться такая форма устранения коллизий, как согласительная процедура, предполагающая создание согласительных комиссий. В ходе таких процедур вырабатываются единое понимание целей, задач, структуры нормативного акта, основных понятий и положений, содержащихся в нем. Согласительные комиссии создаются между правительством и парламентом, между палатами парламента.