4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.
Аудиторские услуги | Российская трехсторонняя комиссия |
Международный институт социального аудита | Социальное партнерство |
Российская модель социального аудита | Человеческий капитал |
Российская трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) предлагает рассматривать социальный аудит в качестве инструмента социального партнерства, использование которого может способствовать развитию диалога между работодателем, профсоюзом и органами власти.
Позиция представителей стороны работодателей, участвовавших в обсуждении концепции, состоит в следующем:
- социальный аудит – это практический инструмент в системе управления социально-трудовыми отношениями, используемый для диагностики состояния, оценки результативности и осуществления контроля деятельности в этой сфере хозяйствующих субъектов;
- социальный аудит не подменяет функции государственного и общественного контроля исполнения законодательно установленных норм в сфере регулирования социально-трудовых отношений;
- элементы социального аудита уже сегодня используются компаниями в системе управления персоналом, охраной труда, при подготовке нефинансовых отчетов, эта практика расширяется и нуждается в методическом обеспечении (выработка критериев для социального аудита, создание руководства и разработка инструктивных материалов для его проведения и пр.);
- добровольность – ключевой принцип развития и расширения практики социального аудита, которая на сегодняшний день не требует законодательного регулирования, как это предлагается некоторыми представителями стороны профсоюзов.
Социальный аудит (СА) стал одним из глобальных явлений в современной системе социальных отношений. Уже в конце XX века он отделился от других форм аудита, в частности, от управленческого и финансового, став не только теорией, но и признанной практикой в системе регулирования человеческих ресурсов. В данной Концепции социальный аудит рассматривается как инструмент регулирования социоэкономических отношений91 посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса. Суть социального аудита сводится к диагностике причин, возникающих на предприятии, в отрасли или в регионе социоэкономических проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для заинтересованных сторон.
Социальный аудит представляет собой анализ факторов социальных рисков и выработка предложений по снижению их воздействия. Таким образом, социальный аудит ставит целью оценить результаты работы, по реализации планов, соглашений и договоров, направленных на повышение эффективности трудовой деятельности, снижения текучести кадров, повышения удовлетворенности условиями труда и социальной жизнью работников и т.п. В настоящее время социальный аудит является одним из механизмов системы руководства и управления, а также способом мониторинга, предназначенным для наблюдения за сферой социоэкономических отношений.
Объектом социального аудита являются социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой.
Предметом социального аудита является достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные.
В условиях, когда человеческие ресурсы становятся объективным и решающим фактором хозяйственной деятельности, главной и универсальной целью социального аудита является повышение эффективности управления социальными отношениями, методами социального диалога на основе независимого и объективного аудиторского обследования социоэкономических отношений.
Поскольку социальный аудит имеет комплексный и многосторонний характер, инициаторами и заказчиками его проведения могут выступать практически все участники социоэкономических отношений.
Самым существенным качественным сдвигом в глобальном экономическом мышлении на переломе ХХ-XXI вв. стало осознание того, что человеческие ресурсы являются решающим среди основных факторов производства, а инвестиции в человеческий капитал – наиболее эффективными. Очевидно, что социальная функция предприятий современного типа все в большей степени начинает обусловливать его экономическую функцию – достижение устойчивости и конкурентоспособности.
Социальный аудит – это способ всесторонней и объективной оценки состояния социальных отношений на различных уровнях (корпоративном, муниципальном, отраслевом, региональном, национальном), позволяющий выявить потенциальные угрозы ухудшения социального климата, вскрыть резервы развития человеческих ресурсов. Более того, результаты аудиторского обследования – хорошая предметная база для диалога социальных партнеров, который является единственной альтернативой конфронтации.
За рубежом социальный аудит приобретает все большее распространение. Уже несколько лет функционирует Международный институт социального аудита, с которым плодотворно сотрудничает Академия труда и социальных отношений. В феврале 2007 г. Ученый совет Академии труда и социальных отношений обсудил и принял Концепцию российской модели социального аудита. В настоящее время наши специалисты заканчивают работу над фундаментальным учебником ”Социальный аудит”.
Российская модель вбирает в себя универсальные черты международного аудита. Это связано с тем, что: во-первых, растущей роли социального фактора и человеческого капитала; во-вторых, основной цели социального аудита – достижения социальной стабильности путем социального диалога между партнерами, отказа от силовых методов решения социальных конфликтов; в-третьих, общности методологии (аудиторские обследования осуществляются на основе сопоставления существующего положения в сфере социальных отношений с общепринятыми стандартами – корпоративными, национальными, международными); в-четвертых, схожести инструментария социального аудита (социологические опросы, мониторинги, анализ документов и т.п.), требований к социальным аудиторам (высокий уровень профессионализма, объективность, достоверность результатов обследования).
Это прежде всего интегрированность социального аудита в систему социального партнерства. За рубежом социальный аудит проводится в основном по инициативе крупного частного бизнеса и преимущественно на уровне отдельных предприятий. В соответсвии с Концепцией заказчиками аудиторского обследования выступают социальные партнеры: работодатели, профсоюзы, органы власти. Представляется, что социальный аудит может стать эффективным инструментом в рамках взаимодействия партнеров. Его использование в нашей стране в значительной степени облегчается наличием достаточно проработанной правовой базы социального партнерства.
Подобная ”конструкция” отечественного социального аудита гарантирует его независимость, значительно расширяет сферу применения – от корпоративного до общенационального уровня.
В российском аудите особое место должны занять критерии, обусловленные традиционной приверженностью россиян к социальной справедливости. Здесь было бы уместно вновь обратиться к авторитету иерархов Русской православной церкви. Председатель Отдела внешних церковных связей московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, говоря об экономике, выделяет два параметра: ”... эффективность и справедливость. Речь идет о справедливом распределении плодов экономического развития”.
Поскольку российской ментальности присущи коллективизм и соборность, на отечественных предприятиях легче сформировать команду, добиться корпоративной сплоченности персонала (нежели в тех странах, где традиционно культивируется индивидуальный эгоизм).
Таким образом, в аудиторском обследовании следует обращать внимание на обусловленные духовными ценностями отечественной цивилизации аспекты российской системы социальных отношений. Частный бизнес и государство должны проявить социальную ответственность перед наемными работниками, потребителями, гражданами.
В мае 2007 года на базе и по инициативе Академии труда и социальных отношений (АТиСО) совместно с Международным институтом социального аудита (Франция) в Москве была проведена международная научно-практическая конференция «Социальный аудит и развитие предприятий». К тому времени в Академии труда и социальных отношений творческим коллективом была разработана и одобрена Ученым советом АТиСО Концепция российской модели социального аудита. Целью конференции предполагалось изучение опыта проведения социального аудита в странах Европы, а также определение основных путей становления теории и практики социального аудита в Российской Федерации. В конференции приняло участие больше сотни зарубежных специалистов в области социального аудита. В числе главных вопросов, вынесенных организаторами конференции на обсуждение, были92: роль социального фактора в процессе глобализации социальных отношений; универсальные черты и национальные модели социального аудита; социальная ответственность власти, профсоюзов и бизнеса.
Последний из обсуждавшихся участниками конференции вопрос еще раз наглядно подтвердил значимость социальной ответственности всех участников социального партнерства для дальнейшего развития рыночной экономики в России и каждой организации, в частности. Иными словами, когда речь идет об ответственности, следует говорить о взаимной ответственности всех сторон (участников) социального партнерства и необходимости поиска компромисса, обеспечивающего достижение каждой стороной разумной, и где-то даже этичной, цели, а не завышенной или необоснованной. Именно в укреплении начал взаимности в ответственности сторон социального партнерства видится перспектива его развития и повышения эффективности в современной России.
С учетом изложенного представляется целесообразным разработать и внедрить в российскую практику федеральный закон «О социальном аудите». В нем закреплялось бы право государства на обязательный социальный аудит и право профсоюзов на инициативный социальный аудит тех работодателей, которые нарушают социально-трудовые права, закрепленные в восьми основополагающих конвенциях МОТ, ратифицированных Российской Федерацией, и в Трудовом кодексе Российской Федерации. Именно эта законодательная новация могла бы, как представляется, перевести проблематику социальной ответственности бизнеса из теоретической сферы в практическую.
Для корпоративного уровня характерны следующие конкретные цели социального аудита и факторы, их определяющие:
угроза социальных конфликтов побуждает частный бизнес использовать социальный аудит как инструмент минимизации социальных рисков и максимизации прибыли;
эволюция деловых отношений между поставщиками, производителями и потребителями, появление стейкхолдеров значительно повышают заинтересованность деловых партнеров в непредвзятой информации о социальном климате на предприятии, с которым они сотрудничают;
новые условия конкурентной среды заставляют частный бизнес первостепенное внимание обращать на качество продукции, на ее инновационный характер, соблюдение определенных стандартов, формирование своего социального имиджа и экологическую безопасность. В этих условиях появились такие цели аудиторского обследования, как корпоративная социальная ответственность, качество продукта, защита окружающей среды и др.;
■коренные изменения, произошедшие во внутренней среде корпорации, существенно модифицируют отношения внутри корпорации: между акционерами, членами совета директоров, правления, топ-менеджерами и рядовыми наемными работниками. Одной из целей социального аудита становится поиск и нахождение баланса между экономическими и социальными функциями предприятия, между индивидуальными, групповыми и корпоративными интересами. Иными словами, в современных условиях корпорация может выступать как некая социальная общность, объединенная общим корпоративным интересом и способствующая реализации индивидуальных интересов каждого участника корпоративной деятельности;
■когда современный бизнес переходит от тактики сиюминутной выгоды к стратегии минимизации рисков, целью организации становится использование социального аудита как эффективного инструмента стабильного управления человеческими ресурсами.
Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой происходит интенсивный процесс развития социального аудита, что находит свое отражение в:
■ интенсивном росте числа корпораций, организаций самых разных стран и регионов, которые прибегают к услугам социального аудита;
■ формировании правовой базы социального аудита как на национальных, так и на международном уровнях;
■разработке международных, национальных и корпоративных стандартов социальной ответственности;
наличии рынка социального аудита с довольно устойчивыми группами аудиторских агентств и состоявшимися клиентами, спросом и предложением на эти услуги;
формировании самостоятельного научного направления, имеющего свой предмет изучения и опирающегося на определенные технологии и методики;
выделении социального аудита в качестве специальной профессии, подготовка по которой ведется в системе профессионального образования;
организационной институциализации системы социального аудита и формировании объединений практиков, исследователей, создании специализированных отделений и агентств, институтов социального аудита, в функционировании Международного института социального аудита (г. Париж).
Если определить характерные черты модели социального аудита, которые сформировались за рубежом, то их можно условно свести к следующему:
зарубежный социальный аудит носит добровольный, т.е. рекомендательный характер и предполагает инициативу, исходящую в основном от его заказчика, которым чаще всего выступает предприниматель или руководитель организации;
характерной правовой чертой зарубежной практики социального аудита является также то, что результаты проводимого обследования имеют конфиденциальный характер и не предполагают допуска к ним профсоюзов или других организаций, представляющих интересы наемных работников;
социальный аудит, как правило, используется в связи с обследованием социального климата отдельного хозяйствующего субъекта, то есть на микроэкономическом уровне;
для западной модели социального аудита характерен прагматичный подход, то есть большая часть заказов на него связана со стремлением выяснить, в чем состоят угрозы напряженности социальных отношений в настоящее время, т.е., чаще всего социальный аудит используется в оперативном менеджменте;
основными заказчиками социального аудита являются собственники и руководители крупных корпораций, которые стремятся использовать его преимущественно для увеличения добавленной стоимости и минимизации социальных рисков.
Подчеркивая глобальный характер социального аудита, его универсальные черты, следует отметить, что в условиях глобализации происходит процесс формирования национальных моделей, обусловленный различной степенью зрелости рыночных отношений, историческими и национальными особенностями той или иной страны, характерными чертами национального менталитета и другими социокультурными факторами.
Далеко не идентичными являются модели социального аудита, например, в США и странах Европейского союза (ЕС). Использование социального аудита в США имеет четко выраженный прагматичный характер: быть средством увеличения добавленной стоимости, а основой сравнительных критериев являются правовые нормы. Для французской модели более характерно стремление управлять социальными рисками, чтобы избежать острых социальных конфликтов. В ФРГ социальный аудит в большей степени, чем где-либо, увязывается с концепцией социального рыночного хозяйства и участием трудящихся в управлении предприятием.
Теоретические и практические проблемы социального аудита еще не решены как в развитых странах, так и в России. Они остаются предметом дискуссий:
■острой остается проблема независимости социальных аудиторов от заказчиков;
■ ставится вопрос о степени прозрачности результатов социального аудита;
■ не ликвидирована угроза использования аудиторского обследования как средства манипуляции в управлении персоналом;
■ обсуждается проблема целесообразности использования социального аудита на макроэкономическом уровне.
Особенности российской модели социального аудитаобусловлены многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой социоэкономических отношений. Пожалуй, ни один народ в XX столетии не пережил столько глубоких социальных потрясений, как россияне. В исторической памяти нынешнего поколения до сих пор остаются трагические последствия социального кризиса 90-х годов. Вот почему социоэкономические отношения и методы их регулирования занимают особое место в российском обществе и должны сыграть определяющую роль в социоэкономическом развитии страны.
Принципиально важной особенностью российской модели является то, что социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему социального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений. Если в зарубежном социальном аудите заказчиками в основном являются собственники и руководители предприятий или организаций, то в контексте системы социального партнерства заказчиками социального аудита в России, кроме работодателей, могут выступать также профсоюзы, властные структуры, неправительственные организации.
Если за рубежом социальный аудит преимущественно проводится на микроэкономическом уровне, т.е. в рамках отдельного хозяйствующего субъекта, то в России социальный аудит должен носить многоуровневый характер, то есть иметь своим объектом обследования социоэкономические отношения на корпоративном, местном, отраслевом, региональном, федеральном уровнях.
Одной из важных особенностей российской модели социального аудита следует считать ее строго добровольных характер, т.е. каждая из заинтересованных сторон сама, по своему усмотрению, решает быть ей заказчиком или нет. Результаты, полученные в ходе проведения социального аудита, остаются у заказчика аудита.
Предлагаемая российская модель социального аудита имеет и свои особенности оплаты аудиторских услуг. В соответствии с логикой того, что в системе социального партнерства заказчиками социального аудита могут выступать заинтересованные стороны, они же и должны финансировать проведение аудиторского обследования. Таким образом, эта особенность российского социального аудита снимает опасения отечественных предпринимателей относительно того, что они сами должны оплачивать расходы, связанные с ним.
Для российской модели социального аудита характерна также ее стратегическая направленность. За рубежом социальный аудит преимущественно используется в оперативном и тактическом социальном менеджменте. В России же стратегический характер социального аудита во многом определяется возможностью его использования на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношения между бизнесом и обществом.
Очевидно, что формирующаяся российская модель социального аудита не может быть копией зарубежных моделей и должна иметь свои характерные черты. Стремление создать свою модель – это не российская специфика, претендующая на какую-то исключительность и ведущая к самоизоляции от мирового сообщества. Формирование национальных моделей социального аудита – это общая тенденция в глобализирующемся мире. Вместе с тем изучение глобальной системы социальных отношений не должно привести к отбрасыванию всего того, что не вмещается в этот общий мировой шаблон. Безусловно, исследование, связанное с социальным аудитом, должно дополняться характерными чертами эволюции рыночных отношений, структурой национальной экономики, а также особенностями социокультурных факторов на макроэкономическом уровне, т.е. тех факторов, которые обусловлены социальной средой, исторически сложившейся в той или иной стране.
Важной особенностью формирования модели социального аудита является та стартовая площадка, с которой начинается этот процесс:
■ после распада Советского Союза, Россия в 90-х годах пережила тяжелейший системный кризис, который нанес наибольший ущерб именно социальной сфере;
■ несмотря на то что в последние годы наблюдается определенный рост доходов населения, тем не менее, последствия глубокого социального 90-х годов кризиса продолжают сказываться на общей ситуации в стране;
■ борьба с бедностью остается одной из первоочередных задач общества;
социальный аудит становится необходимым потому, что на смену системе государственного социального патернализма приходит система, при которой, в условиях рыночной экономики, хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решения по социальным проблемам на основе социального диалога между работодателем, профсоюзом и органами власти;
социальный аудит в России приобретает особое значение, так как он может стать современным инструментом социального партнерства, которое в нашей стране превращается из механизма разрешения конфликтных, ситуаций в систему выработки совместных решений в сфере социальных отношений и стратегии социально-экономического развития страны;
в такой многонациональной и многоконфессиональной стране невозможно создать эффективную систему управления социальными отношениями без учета локального или регионального менталитета;
социальный аудит является инструментом, который позволяет минимизировать социальные риски, связанные с социокультурными особенностями российских регионов;
необходимость социального аудита во многом продиктована и процессами глобализации социально-экономических отношений;
внедрение социального аудита в российскую систему социальных отношений позволит значительно приблизить ее к международному законодательству и международной деловой этике;
социальный имидж предприятия становится одним из важнейших факторов современной конкуренции, его значение все более усиливается, так как крупные российские корпорации интенсивно выходят на международные рынки.
Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства
Социальный аудит в России начинает формироваться в тесной связи с системой социального партнерства, прочная основа которого закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также в законодательных актах большинства российских регионов.
Социальное партнерство можно определить как систему взаимодействия между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления и неправительственными организациями, направленную на достижение консенсуса в сфере социоэкономических отношений.
Объективной основой социального партнерства и социального аудита является возможность посредством социального диалога найти совместимость интересов между всеми субъектами регулирования социоэкономических отношений: социальными и деловыми партнерами, органами власти и самоуправления, институтами гражданского общества.
Существует объективная основа непосредственной заинтересованности в социальном аудите прежде всего самого бизнес-сообщества и представляющих его организаций, т.к. он позволяет:
■осознать, что инвестиции частного бизнеса в человеческий капитал могут быть самыми эффективными с точки зрения основных целей стратегического менеджмента, потому что социальная функция начинает все в большей степени обуславливать экономическую функцию предпринимательства (получение прибыли);
■более эффективно управлять человеческими ресурсами, являющимися решающим фактором в достижении конкурентоспособности (путем минимизации социальных рисков, кадрового аудита, аудита управления персоналом, подготовки и переподготовки кадров, формирования общего корпоративного интереса и т.д.);
■использовать прозрачность результатов объективного аудиторского обследования в борьбе с теневыми методами хозяйственной деятельности, контрафактной, фальсифицированной продукцией, привлечением нелегальных мигрантов к теневым формам трудовой деятельности и т.п.;
■ доказать реальную социальную ответственность частного бизнеса перед обществом и социальными партнерами;
■охватить систему обследования социоэкономических отношений не только крупных корпораций, но и хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса;
Основная заинтересованность профсоюзов в социальном аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет:
■ значительно укрепить свои позиции в системе социального партнерства и более эффективно осуществлять защитную функцию;
■включить в объект аудиторского обследования условия различных коллективных договоров и соглашений, всех уровней и сфер, что, безусловно, повышает степень выполнения взаимных обязательств социальных партнеров;
добиться равноправного диалога, в котором используются результаты независимого социального аудита, что дает профсоюзам возможность на основе аналитических результатов аудита достигнуть социального консенсуса всех заинтересованных сторон;
усилить влияние на процесс сближения российской социальной системы норм и правил с мировыми стандартами, в т.ч. сближение российского законодательства по охране труда и здоровью работников с законодательством Европейского союза.
■повысить эффективность работы профсоюзной правовой инспекции труда.
Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита может быть выражена в том, что они имеют возможность:
получить адекватную и объективную информацию об общественных отношениях в соответствующих сферах социоэкономической и экологической жизни общества на всех уровнях;
вскрыть латентные формы социальной напряженности в национальной экономике и своевременно принять необходимые меры;
более эффективно регулировать социоэкономические отношения через механизмы системы социального партнерства;
постоянно проводить изучение, анализ и оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
■выверить степень реализации национальных проектов социальной направленности.
■ формировать адекватную требованиям жизни правовую основу, регулирующую социально-трудовые отношения и систему социального аудита.
Социальный аудит может быть эффективным инструментом в разработке социальной политики Российского государства, ставшего по Конституции на путь построения социального государства:
■ в первую очередь социальный аудит используется государством в целях обеспечения устойчивого и долговременного социального развития;
■ результаты аудиторского обследования позволяют органам власти и самоуправления получить наиболее широкую и достоверную информацию относительно социального климата на всех уровнях хозяйственной деятельности и, тем самым иметь возможности более целенаправленно и эффективно воздействовать на всю систему социально-трудовых отношений;
■ социальный аудит может быть использован в целях организации диалога между социальными партнерами и как инструмент налаживания сотрудничества между государственной властью и институтами гражданского общества (политические партии, объединения предпринимателей, профсоюзы трудящихся, союзы потребителей, правозащитников и т.д.).
Таким образом, привлечение к социальному аудиту институтов гражданского общества позволяет государству выступать не в качестве контролера, а, преимущественно, как координатора социоэкономических отношений и тем самым придавать более гибкий характер системе регулирования отношений в социальной сфере.
- Программа курса «основы социального государства» общие методические указания
- Тема I. Сущность и теоретические основы социального государства
- Государство как социальный институт
- 1.5. Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования Ключевые слова
- 1 Слайд Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.
- 2 Слайд в то же время возврат к социалистическому государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.
- 3 Слайд Условия реализации конституционных принципов социального государства
- Стабилизация демографической ситуации
- Политика в сфере образования
- 1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
- 1 Слайд в среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:
- 2 Слайд Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда.
- 3 Слайд Социальная поддержка населения
- Пенсионная реформа
- Контрольные вопросы и задания
- 1.6. Функции социальтного государства Ключевые слова
- Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.7. Принципы социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.8. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.9. Экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 1.10. Правовая основа социального государства Ключевые слова
- Механизм правового регулирования в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 1.11. Модели социального государства
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.2. Развитие социального государства в странах снг Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Социальное государство в постсоветской России Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Модели социальной политики: основные принципы построения Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 2.5. Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни
- 2.6. Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации Деятельность Международной организации труда (мот): Конвенции и рекомендации
- Глава 3. Эффективное социальное партнерство и сильная социальная политика основа успешного развития социального государства
- 3.1. Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Государственная региональная социальная политика: вопросы теории и практики Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Социальная политика – основной механизм реализации принципов социального государства Ключевые слова
- Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Социальное партнерство в социальном государстве
- Контрольные вопросы и задания
- 3.5. Особенности управления социальной сферой в социальном государстве
- Критерии и показатели управления социальными процессами
- Контрольные вопросы и задания
- Глава IV. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной политики, социального партнерства, реализации принципа социальной ответственности бизнеса.
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 4.3. Формирование российской модели социального аудита. Научная школа и концепция социального аудита Академии труда и социальных отношений90.
- Контрольные вопросы и задания:
- Глава V. Взаимодейстивие социологической и экономической науки и практики в целях создания необходимых условий для развития социального государства
- Глава 5.1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Социоэкономика как межотраслевая наука. Развитие научной школы Академии труда и социальных отношений108 Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Роль экономической социологии в синтезе экономического и социологического знания Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания:
- 5.4. Направленность социономики на реализацию принципов социального государства Ключевые слова
- Контрольные вопросы и задания
- Основные термины и понятия
- Литература
- 19 Ноября 2002 г.
- Часть I.
- Часть II.
- 67Http://www.Cpolicy.Ru/glossary/a.Html
- 81Т.В.Никонова. Библиотека «Полка букиниста»//http://polbu.Ru/personnel_management/ch29_all.Html
- 133 Http://www.Lenta.Ru/articles/2005/10/07/nobeconomy/_Printed.Htm