logo search
Программа курса Основы социального государства

Ключевые слова

Гуманитарная экспертиза

Социальная экспертиза

Корпоративная социальная ответственность

Социально ответственные решения

Социальная ответственность

Социально ответственный партнер

Социальная отчетность

Стандарты корпоративной социальной ответственности

Аудит социальной ответственности оценивает потери от «социально безответственного» поведения компаний в отношении сотрудников, вскрывая потери, скрытые в текущих расходах, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах. В этих сложившихся ныне в стране социально-экономических условиях многие коммерческие структуры, пытаясь улучшить свой имидж в глазах общественности, занимаются самовосхвалением и рекламой своих благотворительных акций, выдавая их за «ценный вклад» в решение социальных проблем страны. Однако эффект от этих усилий часто бывает прямо противоположным или, в лучшем случае, люди просто не верят этим похвальбам: ведь давно известно, что часто тот, кто больше всех говорит – меньше всех делает.

Компании, которые обращаются с сотрудниками честно, добиваются большей производительности труда, сотрудники работают там дольше, сокращаются расходы на набор, переподготовку и удержание персонала.      Компании часто жалуются, что методология социального аудита слишком расплывчата и не дает количественных оценок. Чтобы преодолеть этот недостаток, в последние годы были созданы новые методики. Ведущие из них разработаны The New Economic Foundation (NEF, UK) и консалтинговой компанией SmithOBrien (US).      NEF фокусируется на восприятии компании ключевыми стейкхолдерами. Методика SmithOBrien тоже оценивает отношения компании со своими заинтересованными сторонами, причем эти отношения сопоставляются с основными показателями компании. Такой подход позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, а также оценить стратегический и финансовый эффект операционной практики компании.      Методика SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Audit (аудит корпоративной ответственности – CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:

отношения с местным сообществом.      CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.      CRA оценивает «скрытую стоимость» социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.      Приведем пример из практики. Крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях. Самый известный фондовый индекс социальной ответственности Domini Social Index 400 разработан компанией Kinder, Lydenberg, Domini (KLD). Он оценивает 400 ведущих компаний по десяти категориям, включающим отношения с персоналом, местными сообществами, потребителями, экологию, отсутствие дискриминации. При проведении социальной экспертизы (оценки) "корпоративной социальной ответственности" (КСО), социальных инвестиций бизнеса следует использовать рационально упорядоченную технологию социального аудита. «Корпоративная социальная ответсвенность – это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития – в работе со своими сотрудинками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшить качество жизни»76.

Очень часто в общественном мнении скаладываются субъективные оценки Влада различных бизнес-структур в решение социальных проблем – будь то на национальном, региональном или местном уровне. Однако практически невозможно проверить объективность таких оценок не только обычными гражданамт, но даже специалистам. И это понятно, поскольку до недавнего времени вообще не было единых критериев оценки вклада бизнеса в решение социальных проблем в рыночных условиях (кроме выплаченных государству сумм налогов).

Разрешению этой проблеме частично могут способствовать разработка на основе достигнутых рядом стран результатов собственных стандартов КСО. Вначале сделаем краткий анализ существующих на Западе стандартов и конкретных индексов КСО.

Стандарты и индексы Корпоративной социальной ответственности. Сформировавшийся за рубежом в результате мощных экологических движений, закрепления достигнутых результатов прав трудящихся и т.п., социальный аудит стал эффективным внерыночным фактором конкуренции. КСО конкретизируется в нормативах, критериях, стандартах, формах отчетности. Основой оценки качества менеджмента стала "методология всеобщего менеджмента качества" (Total Quality Management, TQM). Именно в этом ключе разработаны разнообразные международные стандарты, из которых наиболее известны система менеджмента качества ИСО 9001:2000 и система экологического менеджмента ИСО 14001:2004.

Отечественный социальный аудит должен руководствоваться международными стандартами КСО. Существует около 30 стандартов нефинансовой отчетности, без соблюдения которых доступ к глобальному и многим национальным рынкам капитала весьма проблематичен. Их используют более 4000 организаций. Наиболее распространенными являются АА1000, GRI, Global Compact. которые имеют близкие цели и во многом дополняют друг друга.

В развитых странах в последние годы многие компании считают нужным подчеркивать, что они проводят социально ответственное инвестирование (socially responsible investing, social investing, socially aware investing, ethical investing, mission based investing, natural investing, etc.). Это не только повышает их авторитет в глазах общественности, но и положительно влияет на курс акций этих компаний.

Попытка разобраться в эффективности этих вложений и как-то их сравнить между собой привела к разработке целой системы стандартов для компаративного анализа (или описания и объяснения сходств и различий) социальной составляющей деятельности крупных корпораций в связке не только с их экономическими, но и экологическими показателями. Таким образом, в последние годы на свет появилось два наиболее известных международных стандарта: «Руководство по отчетности в области устойчивого развития» (GRI), разработанное в рамках программ и инициатив ООН, и стандарт АА 1000, разработанный британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability).

Позднее свой вариант социальной отчетности предложила также Торгово-промышленная палата (ТПП) России в виде «Стандарта социальной отчетности предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации». Этот упрощенный стандарт подготовлен с учетом основных принципов вышеназванных международных стандартов. Вместе с тем в Стандарте ТПП РФ есть своя специфика, учитывающая требования, которые в современных условиях предъявляются к российскому бизнесу со стороны государства и общества в плане его социально ответственного поведения.

Если говорить кратко, то стандарт GRI предполагает отчетность по трем направлениям: экономическому, экологическому и социальному. Кроме того, отчет по стандарту GRI состоит из двух частей. Первая оговаривает схему подготовки отчета, вторая включает в себя конкретные качественные и количественные показатели работы компании. Полноценный отчет должен содержать именно обе части. Только в этом случае можно добиться главного – сопоставимости отчетов разных организаций и на основании сравнения определенных показателей делать выводы, строить прогнозы, определять рейтинги и так далее.

Как представляется, в стандарте GRI сделана попытка ответить на ключевой вопрос: кто и как может дать независимую объективную оценку вклада бизнес-структуры в решение социальных проблем? Этот ответ, скорее всего, заключается в положении о том, что процесс подготовки доклада происходит в постоянном диалоге с независимыми общественными организациями, другими структурами гражданского общества как одной из заинтересованных сторон. Это действительно важно, поскольку, с нашей точки зрения, только общественные организации, созданные по принципу поиска решения той или иной общественно значимой проблемы, среди заинтересованных сторон (или как их еще называют – «стейкхолдеров») не связаны финансовыми, дисциплинарными, корпоративными и другими «обременениями» и способны выступать независимыми экспертами в оценке социальной составляющей деятельности коммерческой структуры.

Этот же принцип диалога коммерческой структуры с представителями гражданского общества отражен в стандарте АА 1000. Реализация такого диалога предполагает определенную последовательность конкретных действий.

Во-первых, определяется круг участников встреч, призванных проанализировать деятельность определенной коммерческой структуры. Это, прежде всего, организации, на которые данная коммерческая структура (компания) влияет или которые могут, в свою очередь, влиять на нее. К ним относятся (наряду с представителями органов государственной власти, социальных и других учреждений) также представители некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. И вот здесь очень важно, чтобы в этот список попали не «карманные» структуры, чья деятельность полностью финансируется данной компанией, и не полугосударственные бюджетные образования, а действительно независимые авторитетные общественные организации, даже если они высказывают некую «неудобную» точку зрения.

Во-вторых, полный цикл диалога этой группы рассчитывается на целый год и разбивается на два этапа. На первом этапе представители компании выступают в роли слушателя, фиксируя проблемы, которые вызывают обеспокоенность общественности в деятельности компании, выявляют принципиальные направления ожиданий решения конкретных социальных проблем и совершенствования деятельности компании, определяют иерархию приоритетов возможных действий. На втором этапе разрабатываются пути совместного решения выявленных проблем. При этом компания информирует о своих добровольных обязательствах, которые она может реализовать в ответ на ожидания общественности, исходя из своих возможностей. Общественные структуры обозначают свое возможное участие в достижении поставленных целей.

Стандарт АА 1000 требует, чтобы все высказанные предложения, замечания и точки зрения были проанализированы, обсуждены, даже если компания не разделяет эти взгляды и не в состоянии удовлетворить обозначенные ожидания. Таким образом, представители общественных организаций, принимая участие в выработке и принятии решения по той или иной проблеме, берут на себя вместе с компанией определенную долю ответственности за разрешение обсуждавшейся проблемы.

Показатели и критерии отчетности по этим стандартам приведены для различных "стейкхолдеров": "зеленые" движения принимают участие в разработке критериев и выступают экспертами по экологии, профсоюзы – по оплате и условиям труда; общества потребителей и поставщиков – по контрактной дисциплине; религиозные организации – по защите свободы совести. Эти показатели и оценки обобщаются в широко публикуемых рейтингах.

К настоящему времени половина компаний Global Fortune 500 практикует социальную и экологическую отчетность. В мировой практике социальная отчетность все чаще приравнивается к финансовой, приобретая статус обязательной. Так, с 2006 года в Соединенном Королевстве и во Франции социальный аудит с публикацией социальных отчетов стал обязательным для крупных компаний, в правительствах введены должности министров по КСО. За последние 3 года социальный аудит и социальная отчетность по международным стандартам начинает входить в практику некоторых европейских и американских государственных и муниципальных структур (министерств, мэрий), общественных организаций.

В современной России сама идея социального аудита воспринимается неоднозначно. Тем более, многие организации считают социальный отчет лишней обузой. Такая позиция рано или поздно приведет такие организации к состоянию неконкурентоспособности. КСО и социальный аудит постепенно превратятся в главный критерий формирования общественного мнения о бизнесе. Именно наработанный социальный капитал организации в виде гудвилла сегодня для многих из них составляет львиную долю стоимости организации. Гудвилл, как нематериальная ценность организации, складывается из многих показателей, ряд из которых являются константами, т.е. присутствуют во всех случаях в виде относительно самостоятельного компонента в суммарном показателе стоимости гудвилла организации. К константам гудвилла относятся имидж, бред, репутация и паблисити организации.

Социальный аудит – одновременно и технология слежения за процессом формирования констант гудвилла и инструмент многовекторного диалога с социальной средой, способствующего консолидации общества, устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Что касается социального диалога, можно рассматривать как своеобразный аналоге коллективного договора с контактными группами и группами влияния во внешней среде.

Развитие социального диалога бизнеса с общественностью и внедрение прозрачной социальной отчетности в России соответствует общественным ожиданиям населения. Это одновременно дает шанс для позитивных изменений отношения населения к бизнесменам и бизнесу в целом. Внедрение социальной отчетности будет способствовать общественному доверию, положительно повлияет на деловую репутацию и гудвилл как социальный капитал организации в целом. Появление начиная с 2004 года социальных отчетов компаний, работающих в России, – реальная попытка общественного диалога между бизнесом, властью и гражданским обществом по проблемам КСО. Это первый шаг к сбалансированным отношениям между значимыми субъектами современного общенства.

Беря на себя конкретные обязательства по сбережению и развитию человеческого капитала, защите окружающей среды, развитию региональной инфраструктуры, а также отчитываясь по выполнению этих обязательств перед организованными выразителями соответствующих интересов (профсоюзами, защитными движениями, конфессиональными и другими НКО), менеджмент и административное руководство способствуют структурации элементов гражданского общества и закреплению их статуса.

В современной России также остро стоит проблема комплексной гуманитарной экспертизы различных проектов и программ. Практика убедительно доказала, что недостаточно продуманные экономические, правовые, организационные решения способны обернуться острыми социальными, этническими, конфессиональными конфликтами, ростом экстремизма. Яркий тому пример – негативные результаты ускоренной приватизации в России.

К сожалению российская действительность такова, что традиционно решения принимались в узких корпоративных интересах, без учета долговременных перспектив и последствий. Однако даже эффективность решений, проектов и программ с точки зрения самих субъектов бизнеса не ограничивается экономичностью и результативностью как характеристиками использования средств для достижения поставленных целей. Сами цели, т.е. представления о желаемых результатах, могут не соответствовать реальным социальным запросам, не решать по существу важные и актуальные проблемы, а даже усугублять их.

Социально ответственные решения предполагают учет многих обстоятельств и факторов, что невозможно без привлечения знаний и опыта специалистов-экспертов. Хорошо известно привлечение специалистов для вынесения судебных решений, на стадии следствия. В обиход уже прочно вошла практика экспертиз экологических, психологических, даже психолингвистических. Между тем, не менее, если не более важной является оценка гуманитарных последствий принимаемых решений, предлагаемых проектов и программ в самых различных сферах общественной жизни.

Социальный аудит и гражданское общество

Экстраполируя схему взаимоотношений, определяемую обсуждаемыми стандартами, в целом на общество и бизнес, можно сделать вывод о том, что при формировании социального заказа бизнесу главная роль принадлежит гражданскому обществу77. И Россия здесь не может быть исключением. Естественно, что такая конструкция предполагает наличие структурированного гражданского общества, пользующегося авторитетом и влиянием у бизнес-сообщества и органов власти. Постараемся дать ответ на вопрос: «Способно ли гражданское общество России на нынешнем уровне своего развития выполнить эту задачу?

Сегодня хорошо известно, что процесс формирования в России полноценного гражданского общества еще не продвинулся столь далеко, чтобы само оно воспринималось крупным бизнесом как непременный и авторитетный участник социального диалога. Но не развитость гражданского общества России не отменяет необходимости его участия в диалоге с бизнесом и властью. Опасность заключается в том, что государственная власть, опирающаяся на силовые структуры и не ограниченная в своих отношениях с бизнесом активной позицией гражданского общества, подчас принимает не оптимальные, сбалансированные решения, основанные на согласии и ответственности всех слоев общества, а предпочитает односторонние принудительные меры, при этом – часто запоздалые.

Опыт последних пятнадцати лет взаимоотношений власти и бизнеса, когда или сама власть «назначала» олигархов, или олигархи пытались диктовать свою волю власти, свидетельствует, что в интересах сохранения стабильности и динамичного развития общества именно бизнесу (кстати сказать, не меньше чем власти) в этом непростом диалоге не хватает еще одного сильного и авторитетного партнера. Таким образом, получается, что бизнес-сообщество объективно заинтересовано в том, чтобы гражданское общество достигло необходимого уровня развития и выступало надежным и сильным партнером в трехстороннем социальном диалоге.

Однако приходится с сожалением констатировать, что представители бизнес-сообщества в своем большинстве еще не осознали эту ситуацию и не прониклись идеями масштабного укрепления некоммерческого сектора общества или, как его еще называют, третьего сектора.

Вместе с тем, как известно, в сегодняшней России необходимо прилагать гигантские усилия по поддержке самого процесса становления гражданского общества, укреплению его институтов, необходимо фиксировать и совершенствовать механизмы социального диалога. Для этого требуется укреплять позиции субъектов социального диалога, прежде всего в лице общественных неправительственных организаций, поднимать их престиж и влияние. А это, в свою очередь, предполагает огромную информационную работу, решение вопроса финансирования деятельности НПО, развитие международных связей неправительственных организаций, включая налаживание широкого и равноправного международного диалога на уровне гражданского общества, серьезную междисциплинарную научно-исследовательскую деятельность и многое другое.

Совершенно очевидно, что эта задача очень большая, многоплановая и ресурсоемкая. Но поскольку государство фактически постоянно уклоняется от ее решения, а бизнес-сообщество еще не готово к ее пониманию, то решение этой задачи на данном этапе развития российской демократии, очевидно, надо искать исходя из возможностей самого гражданского общества.

В условиях рыночных отношений многое зависит от финансовых ресурсов, а они у подавляющего большинства неправительственных организаций просто ничтожны (чтобы не сказать – полностью отсутствуют). При всех существующих трудностях и проблемах в профсоюзном движении России все-таки наиболее организованной и финансово прочной частью третьего сектора остаются профсоюзы и, очевидно, на них ложится историческая миссия поддержки процесса формирования гражданского общества в современной России. Только профсоюзы могут быть тем связующим звеном, благодаря которому бизнес-сообщество сможет понять проблемы третьего сектора и вырастить своих потенциальных партнеров в социальном диалоге власти, бизнеса и гражданского общества, обеспечив ему необходимую устойчивость.

В решении этой сложной задачи необходимы системный подход и реализация масштабных общенациональных проектов. Осуществление таких проектов под силу не отдельным, даже очень продвинутым профсоюзным организациям и объединениям, а, как нам представляется, профсоюзной системе в целом. При этом гражданское общество также заинтересовано в укреплении профсоюзов, поскольку рост авторитета и влияния профсоюзного движения будет способствовать с каждым разом все более активному вовлечению бизнеса в процесс сотрудничества и диалога.

Разумеется, речь должна идти о реальном развитии и укреплении субъектов гражданского общества, а не о некой имитации этого процесса или использовании его в сиюминутных политических интересах каких-либо узких корпоративных групп. Авторитетное участие в социальном диалоге полноценных партнеров может превратить его в эффективный инструмент достижения согласия в обществе, разрешения конфликтных ситуаций и даже преодоления экономического кризиса в случае его возникновения.

Инициатива ТПП РФ сформулировать стандарты социальной ответственности бизнеса в какой-то мере обнадеживает сторонников развития гражданского общества. Ведь Торгово-промышленная палата является общественной структурой, то есть одним из элементов гражданского общества. Попытка общественной организации обозначить планку социальной ответственности бизнеса подтверждает заявку гражданского общества России на активную позицию в диалоге с бизнесом и властью.

В настоящее время, как нам представляется, было бы очень важно сформулировать подходы российских профсоюзов как наиболее структурированной, массовой и влиятельной части гражданского общества к оценке социальной ответственности бизнеса, тем более что положительный опыт в этом направлении уже имеется, например, у Международного объединения профсоюзных организаций (МОПО) ОАО «ЛУКОЙЛ»78.

Социальный аудит как инструмент измерения степени реализованности принципов социального государства

Как известно, Россия, провозгласив себя социальным государством, стремится к достижению определенного уровня социальной защищенности своего населения, достижению неких социальных стандартов. С точки зрения социальной экологии, совершенно очевидно, что в этом процессе не общество должно получить от власти и бизнеса обещания достигнуть какого-то уровня социальных гарантий, а само гражданское общество должно сформулировать и представить власти и бизнесу ожидаемый уровень социальных стандартов и защищенности граждан. Поэтому составление социальной отчетности бизнес-структурами с активным участием представителей гражданского общества можно рассматривать как один из маленьких, но реальных практических шагов в этом направлении.

Вместе с тем, нам представляется, что пока все еще нерешенной остается самая большая проблема: до сих пор не сформированы критерии оценки профессионального уровня специалистов и организаций для проведения социального аудита бизнеса, причем при полном отсутствии системы подготовки социальных аудиторов.

Известно, что для проведения финансового аудита компании привлекаются специалисты, имеющие специальное образование, большой стаж практической работы, сдавшие определенные экзамены и только после этого получающие право подписи под отчетом. По социальной отчетности определенной и ясной системы подтверждения квалификации аудитора нет. К сожалению ее нет ни в России, ни на Западе. Более того, опыт социального аудита западных компаний показывает, что большая часть проблем возникает именно с достоверностью приведенных в отчетах фактов и показателей, касающихся социальной части.

Нам представляется, что поиск решения этого вопроса для России следует искать в создании независимого Центра социального аудита, который осуществлял бы сам процесс аудита и готовил бы соответствующих специалистов для разработки отчетов в этой области. При этом очень важно, чтобы Центр социального аудита был создан и действовал как общественная структура, являясь одним из институтов гражданского общества. И здесь важен опыт работы ТПП РФ как общественной организации в условиях рыночных отношений; неоценимую роль в создании такого центра могла бы сыграть поддержка со стороны Счетной палаты Российской Федерации и работающего при ней Научно-исследовательского института системного анализа.

Экономика, также как и политика и культура – не замнутые и самодостаточные системы, а зависят от результатов функционирования социальной сферы. Лишь социально ориентированное государство в состоянии организовать правильное взаимодействие этих четырех сфер общества для достижения конечной цели – удовлетворения социальных, культурно-духовных потребностей личности. Человеческая личность – цель, средство и результат любых общественных процессов и преобразований. Поэтому принципиально важен учет возможных последствий для перспектив личностного развития.

Специфика гуманитарной экспертизы вытекает из особенностей гуманитарного знания. При оценке эффективности социальных проектов в контексте их целесообразности в плане оценки перспектив личностного развития, гуманитарная экспертиза ориентирована, прежде всего, на выявление возможного нарушения баланса социальной безопасности и свободы.

С реализацией отмеченных ранее уровней инфраструктуры личности связана социальная безопасность: обеспечение жизни, здоровья, сохранения и развития культуры и соответствующей идентичности, развития экономической и политической систем. Однако эти уровни рассмотрения и соответствующие критерии носят относительный характер по сравнению с обеспечением возможности самоопределения – свободного ответственного выбора.

Гуманитарная экспертиза оценивает любую деятельность с точки зрения ее последствий для человека – как целого (социум) и как индивида. Другими словами, специфика такой экспертизы связана с выявлением влияния психологических особенностей людей на социальные события и влияния социальных событий на психологические особенности людей. Именно этот аспект, фактически выделяется в различных работах, посвященных различным видам гуманитарной экспертизы: этической приемлемости, психолого-педагогической обоснованности. Именно он лежит в основе широких дискуссий о клонировании, абортах, эвтаназии, использовании стволовых клеток, биометрии. Основная задача такой экспертизы – выявление оптимального соотношения показателей социально-культурного (нормативно-ценностного) и личностного уровней. Институционализация КСО, социального аудита и гуманитарной экспертизы в современной России сталкивается с существенными трудностями. Прежде всего, испытывается явный недостаток компетентных экспертов, сертифицированных для работы с международными стандартами и способных к объективной неангажированной оценке. Это связано прежде всего с тем, что особенности такой экспертизы предъявляют к профессионализму специалиста довольно высокие требования, включая подтверждение высокой квалификации эксперта научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере, опыт участия и компетентность в проведении междисциплинарных исследований.

Существенную роль играет особенность "экспертного мышления" – не каждый, даже высококвалифицированный специалист способен к обобщениям, конкретизациям и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании, к ответственным заключениям, на которые должен быть способен эксперт. От эксперта требуется также способность делать выводы в более широком, чем традиционно, контексте. Поэтому такой эксперт должен пройти специальную подготовку для участия в гуманитарной экспертизе, подтверждаемую соответствующим сертификатом. Более того, свою квалификацию такой эксперт должен подтверждать прохождением аттестации, проводимой не реже раза в 3-5 лет.

Решающим образом успех дела зависит от активизации рынка заказов на социальный аудит и гуманитарную экспертизу. Вместе с тем, не менее очевиден и явный запрос на качественную гуманитарную экспертизу и объективный социальный аудит. Прежде всего, это крупные отечественные компании, заинтересованные в размещении своих акций на международных биржах и в привлечении зарубежных инвесторов. Верифицированный на соответствие международным стандартам отчет – способ повышения капитализации компании.

Региональным и местным органам власти социальный аудит и гуманитарная экспертиза позволяют интегрировать бизнес в решение социальных проблем региона. Кроме того, во всем мире индексы социальной ответственности серьезно влияют на инвестиционную привлекательность региона и уровень жизни населения.

В целях реализации принципов социального государства в России реализуется ряд национальных проектов. Как для выработки критериев, так и для оценки результатов реализации требуется проведение социального аудита и гуманитарной экспертизы проектов. Особенно должна быть заинтересованность в этом органов власти. Прежде всего необходима гуманитарная экспертиза сферы образования. Это обусловлено проведением широкомасштабной реорганизацией профессионального образования в связи вхождением России в Болонский процесс. Социальный аудит должен стать обязательным инструментом любой административной реформы, поскольку она прежде всего затрагивает проблемы социального обустройства людей. Сегодня актуальность приобретает такая экспертиза преобразований в вооруженных силах, правоохранительных органах, в пенитенциарной системе.

Отмена социальных льгот в условиях неоднозначных перспектив экономического развития ставит под удар жизненные интересы ветеранов, инвалидов и других групп нуждающихся в социальной поддержке людей. Нуждается в гуманитарной экспертизе содержание информационного продукта: характер подачи новостей, оправданность ширкого вещания сцен насилия и секса, агрессивность рекламы и т.п. Не менее актуальна гуманитарная экспертиза деловой активности, отраслевых и региональных программ. Важна гуманитарная экспертиза и крупных бизнес-проектов, затрагивающих интересы большинства населения особенно в контексте повышения его социальной ответственности по отношению к потребителям и партнерам, населению в целом и собственному персоналу. Создание и деятельность совместных предприятий порождает серьезные проблемы кросс-культурной коммуникации.

Потенциальными заказчиками гуманитарной экспертизы крупных социальных проектов должны выступать: федеральные и региональные законодательные и исполнительные органы власти; судебные органы; муниципальные органы; общественные организации: партии, движения, некоммерческие организации, и прежде всего охватывающие федеральные и региональные уровни, особенно – профсоюзы; бизнес-структуры и бизнес-объединения; частные лица и группы граждан. Однако, работа по формированию такого рынка услуг не может вестись сугубо административными мерами. Важно сформировать так называемые «правила игры» и проводить просвещенческую работу среди потенциальных заказчиков. Этому могут способствовать участие в формировании бизнес-рейтингов, организация конкурсов, использование премий и других форм стимулирования. Не менее очевидно участие в процессе институционализации социального аудита и гуманитарной экспертизы экспертного сообщества: от возможности применения компетентности и квалификации до закрепления социального статуса и влияния.

Важнейшей задачей является эффективная работа со СМИ (серии публикаций, специальные рубрики, ток-шоу), способствующая информационному продвижению социального аудита и гуманитарной экспертизы в общественном сознании и формированию соответствующего общественного мнения.

Развитие социального аудита и гуманитарной экспертизы в России зависит от их упорядоченности гарантий, которые могут быть прописаны в специальных кодексах и нормативах (конфиденциальность, авторское право и интеллектуальную собственность). Факторами, повышающими актуальность введения этих социальных институтов, выстраивания их эффективной технологии в современных российских условиях, а значит – и условиями успеха дела, являются79:

В этой ситуации чрезвычайно важна самоорганизация специалистов по социальному аудиту и гуманитарной экспертизе. Это может быть – по аналогии с адвокатурой – некая национальная гильдия специалистов, которая могла бы взять на себя функции подготовки, сертификации и аттестации специалистов. Дело только за самоорганизацией профессиональной среды и эффективной реализацией имеющихся предпосылок.

Продвижение практики социального аудита на основе международных стандартов в России существенно затруднено и в силу дисперсности общества: вести социальный диалог фактически не с кем. Нет не то что гражданского общества – отсутствует элементарная самоорганизация социальных групп для защиты своих интересов. Тем важнее развивать коммуникативный подход к КСО, который способствует артикуляции интересов различных социальных групп и их продвижению и защите, закладывает основы гражданского общества. В этой связи полезно вспомнить о содержании и природе связей с общественностью как строительстве социальных отношений между потребителями, партнерами, инвесторами, экспертами, органами власти, СМИ, организованной общественностью, неорганизованной общественностью (населением) и трудовыми коллективами. Речь идет не о манипуляции и даже не о информационном менеджменте в целях достижения известности, или publicity. Это именно социально ответственное партнерство, позиционирование бизнеса не только и не столько в рыночной среде, сколько в обществе целом через системы Public Relations и Public Responsibility.

Только активная деятельность общественных некоммерческих организаций в проведении социального аудита бизнеса позволит нам уверенно говорить, что гражданское общество России активно участвует в определении социальных стандартов российского государства.

Аудит системы управления персоналом80

Аудит системы управления персоналом разделяется на стратегический, управленческий и операционный.

Стратегический аудит сосредоточен на практике управления персоналом с точки зрения высшего руководства. Он включает: степень интеграции практики управления персоналом в организационную стратегию и планирование; а также степень централизации функций управления персоналом.

Управленческий аудит в основном фокусируется на конфликтах службы управления персоналом с линейными менеджерами, а также на степени правильности применения линейными менеджерами рекомендаций службы управления персоналом.

Операционный аудит направлен на детальное рассмотрение правильности отдельных процедур, характеризующих функционирование службы управления персоналом.

Аудит службы управления персоналом ставит задачу:

Итоги аудита службы управления персоналом должен дать ответ на следующие вопросы:

Аудитор также должен установить соответствие между основными руководящими принципами политики управления человеческими ресурсами с одной стороны, и ценностями, объявленными организацией в своем плане развития – с другой81.

Как правило, в организациях используется внешний аудит. Руководство обращается к консалтинговой фирме с приглашением провести экспертизу социального характера, например при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем. Эксперт, осуществляющий аудиторскую проверку, должен хорошо ориентироваться в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право.

Алгоритм работы аудитора:

После ознакомления с поставленной задачей, перед началом обследования аудитор должен четко зафиксировать для себя три основных отправных момента:

Социальный аудитор начинает проверку с изучения и исследования результатов деятельности предприятия, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов. Особое внимание при этом уделяется финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, а также расходам на содержание персонала.

После этого должен быть составлен подробный, детализированный план исследований. Для ознакомления с фирмой, выработки программы проверки аудитор сначала проводит предварительное анкетирование или опрос сотрудников. Значительный объем информации дает изучение социального баланса предприятия, составляемого обычно раз в три года, и планов социального развития.

Предварительное анкетирование позволяет разработать программу проверки, подстроенную под предприятие, и выбрать значимые точки, на которых сосредоточить дальнейшую работу. Аудитор является ответственным в применении подходящих средств для получения достоверных и удовлетворительных результатов.

Обоснование рабочей детализированной программы включает: определение лиц, с которыми нужно встретиться и переговорить; используемые материальные средства и документы; сроки проведения мероприятий.

Исследование результатов деятельности предприятия, проведенное с использованием справочных материалов и нормативных документов, позволяет обнаружить отклонения от норм и стандартов, выявить сильные и слабые стороны предприятия, выделить как настоящие, так и будущие проблемы (риски), провести анализ причин их возникновения, предложить заказчику рекомендации для последующих действий.

Анализ социального баланса помогает получить следующие сведения:

Завершается аудит персонала составлением отчета, в котором анализируются принципы социальной направленности, определяется ответственность каждой из групп персонала и предлагаются стимулирующие меры. В отчете могут быть рассмотрены различные пути совершенствования управления персоналом, включая внедрение новых технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), сформулированы предложения, касающиеся модификации существующих процедур, совершенствования документации, уточнения.

Аудит социальной ответственности партнеров

Для утверждения принципов социального государства и формирования гражданского общества, т.е. общества, способного к самоорганизации многих социально значимых задач, должна формироваться структура полноценных технологий социальной коммуникации. Необходимо разрабатывать и внедрять социальные технологии, обеспечивающие реальную самозащиту общества посредством обеспечения прозрачности информации, разъяснения, учета интересов членов общества, развития общности социально ответственных партнеров (responsibility).

Формирование, развитие и продвижение таких социальных технологий – процесс долговременный, решающим образом зависящий от формирования общественного мнения, инициирования принятия соответствующих нормативных актов, разработки необходимых индикаторов, подготовки специалистов-экспертов. Однако для внедрения и продвижения социальной экспертизы в современном российском обществе созрели все необходимые и достаточные условия.

Обеспечение социальной ответственности в отношениях, входящих в предмет отрасли трудового права, и достижение его конкурентоспособности являются, как представляется, единственно возможной основой для успешного развития России в условиях рыночной экономики, в которой источником благосостояния, как самого бизнеса, так и работающего в нем населения, является рост конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг. Однако этот рост не может быть достигнут без применения высококвалифицированного и высококачественного труда, как раз и обеспечивающего конкурентоспособность товаров и услуг. Поэтому отсюда вполне логично вытекает необходимость первоочередного решения задачи по повышению качества рабочей силы, а значит, и конкурентоспособности российских работников. Именно такой подход становиться сегодня для нашей страны важнейшим фактором социально-экономической стабильности, инвестиционной привлекательности и роста ВВП. С этой целью необходимо принимать меры к повышению интереса отечественных работодателей к повышению квалификации и всестороннему развитию своих работников. Для этого российское государство могло бы, к примеру, освободить от налогообложения либо ввести льготное налогообложение для средств работодателя, затрачиваемых на повышение их квалификации и обучение.

В докладе МОТ (Международная Организация Труда)82 приводился положительный в этом плане опыт Сингапура. «Правительство Сингапура, – говорится в докладе, – отмечает, что ему удалось добиться сочетания промышленной политики, целенаправленных стимулов и развития людских ресурсов в едином пакете, который дает существенные преимущества для инвесторов с точки зрения размещения производства. В Совете управляющих Правления по экономическому развитию, который осуществляет контроль над инвестиционной стратегией, представлены профсоюзы и поддерживается давняя традиция трехстороннего социального диалога. Такой институциональный механизм рассматривается правительством как основа предоставления инвесторам определенной степени социально-экономической стабильности»83. Приведенная цитата из доклада Генерального директора МОТ наводит на мысль о том, что переориентация социально-трудовых отношений на начала социального партнерства способна повысить как социальную ответственность работодателей перед работниками, так и достичь повышения конкурентоспособности продукции (товаров и услуг) самих работников.

В последние годы все чаще появляются публикации, говорящие не только о необходимости повышения социальной ответственности российского бизнеса, но и о научном обосновании критериев и механизмов ее оценки и учета. При этом в обращениях к предпринимательским структурам часто звучат общие призывы активно содействовать социальному прогрессу общества, а конкретно предлагается, в частности, руководствоваться критериями социальной ответственности бизнеса, разработанными Торгово-промышленной палатой Российской Федерации84. В числе таких рекомендуемых критериев указываются: а) справедливость в оплате труда топ-менеджеров, в том числе и президентов фирм, и рядовых сотрудников, сопряженная с защитой трудовых прав последних; б) содействие подготовке рабочих кадров и специалистов и другие меры по инвестированию средств в работников, которые до настоящего времени не вошли в состав коллективных договоров как совместные мероприятия работодателя и профсоюзной организации.

Несмотря на высокую актуальность социальной ответственности работодателей, эти вопросы в большей мере находят сейчас отражение в программных документах локального характера85 и в меньшей мере в виде конкретных положений, включаемых в содержание действующих коллективных договоров и соглашений. В то же время, когда речь идет об ответственности, логично говорить об ответственности не какой-то одной стороны, а каждой из сторон, участвующих, например, в социально-трудовых отношениях. В связи с этим естественным образом возникает вполне закономерный вопрос: а не является ли перекосом в понимании норм и положений трудового права постановка вопроса об ответственности только работодателей (будь-то социальная или какая-либо иная, предусмотренная законодательством ответственность)? Между тем в числе основных принципов социального партнерства как минимум 5 напрямую относятся к обеим сторонам этого процесса: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Внимательное рассмотрение приведенных принципов социального партнерства убеждает в том, что законом предусмотрен симметричный подход ко всем участникам социального партнерства. Конечно, было бы наивным уравнивать возможности государства и работника, работодателя и работника. Вместе с тем необходимо отдавать отчет в том, что в условиях рыночной экономики у работников и их представителей также должно развиваться сознание ответственности за качество и полноту реализации предписанных законом норм и положений. Ведь именно от этого во многом будет зависеть эффективность социального партнерства в организации. Восемь основополагающих конвенций МОТ86, устанавливают базовые нормы для сторон социального диалога, соблюдение которых обеспечивает их взаимную социальную ответственность. В качестве механизма контроля соблюдения этих положений используется социальный аудит, являющийся важнейшим элементом взаимной ответственности участников социального партнерства.

В Российской Федерации аудит как проверка соответствия той или иной деятельности законодательным предписаниям, находится в стартовом состоянии своего развития. Единственный Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ устанавливает в качестве аудита независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей87.

Между тем, понимание актуальности социального аудита с каждым годом возрастает. Во-первых, потому, что в России происходит довольно много нарушений действующего законодательства в социально-трудовой сфере. Во-вторых, потому, что в нашей стране уже функционирует немало зарубежных аудиторских компаний, внедряющих в практику новые методы работы с персоналом (аутсорсинг и аутстаффинг). Все это, как представляется, подтверждает тезис о необходимости развития социального аудита применительно к трудовой деятельности, осуществляемой в России. Тем более, что опыт высокоразвитых стран с рыночной экономикой подтверждает этот вывод. Социальный аудит представляет собой специфическую форму анализа, проверки и ревизии условий социальной среды работодателя с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по их снижению.

Аудит социальной сферы88

Остановимся на методических подходах к организации аудита социальной сферы. На первом этапе аудитор знакомится с деятельностью проверяемой организации по документам: утвержденным сметам расходов организации в разрезе бюджетов; уставу, свидетельству о государственной регистрации; свидетельству о постановке на учет в органах статистики, налоговой инспекции; банковским договорам; приказам, распоряжениям, внутренним положениям и др.

Аудит деятельности организаций в социальной сфере проводится наряду с ведомственной ревизией. Основная цель аудита – подтверждение достоверности отчетности об исполнении сметы расходов, а основная цель ревизии – проверка законности и целевого использования бюджетных средств. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается ревизором и уполномоченными на то должностными лицами проверяемых субъектов. Итоги ревизии докладываются органу государственного финансового контроля, назначавшему ревизию.

Результаты аудита подкрепляются нормативно-правовыми документами. Аудитор должен подготовить полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок развития социальной сферы, указать соответствующие нормативные акты по бюджетной сфере, сформулировать предложения по исправлению выявленных недостатков и порекомендовать методику учета.

В связи с этим, нам представляется целесообразным введение обязательного аудита всех объектов социальной сферы, что позволит обеспечить государственные (конституционные) гарантии путем практической реализации государственных социальных стандартов89.

В условиях рыночных отношений развитие социальной инфраструктуры связано с определенными трудностями, главная из которых – обеспечение ее самофинансирования. В связи с этим возникает необходимость создания механизма, регулирующего рыночные отношения в части контроля за обеспечением устойчивого развития объектов социальной сферы. Поскольку институт аудита является неотъемлемой частью рыночных отношений, защита социальных интересов населения, решение социальных вопросов тесно увязываются с осуществлением эффективного социального аудита.

Применение к организациям социальной инфраструктуры общих методологических подходов, принятых в аудите услуг без акцентирования внимания на их специфике, приводит к недостоверной информации, в частности к искажению информации о достоверности отчетности об объеме и качестве услуг социальной инфраструктуры, оказываемых населению.

Технологические и организационные особенности деятельности организаций социальной сферы вызывают необходимость выделить их в отдельную отрасль производства услуг и определить основные принципы и основы теории, методологии, методики и организации аудита деятельности данных экономических субъектов.

Заметим, что разработанные и действующие средства и методы аудита коммерческих экономических субъектов не могут быть напрямую перенесены в область аудита социальной сферы. Кроме того, наличие в социальной сфере различных по уровню и по организации хозяйствования субъектов требует разработки как методологии аудита в целом, так и методики и практики аудита деятельности отдельных субъектов социальной сферы.

В состав объектов социальной сферы входят: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования и науки, органы подготовки и переподготовки кадров, жилищное коммунально-бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание, общественный транспорт, связь, информационная служба, служба охраны труда и техники безопасности и др. Для социальной сферы экономики, представленной многотысячной совокупностью хозяйствующих субъектов, необходим специализированный аудит, учитывающий все особенности социальных организаций, специфику взаимодействия данных субъектов между собой и с органами государственного управления, социальные условия предпринимательства.

Среди обстоятельств, обусловивших развитие аудита в социальной сфере, приоритетное значение имеют следующие. Преобладающее большинство социальных субъектов включено в сферу государственной и негосударственной экономики. В этих условиях ведомственный финансовый контроль частично воздействует только на социальные субъекты, находящиеся в государственной собственности. для остальных субъектов социальной сферы (прежде всего негосударственного сектора) контроль практически упразднен. Это затрудняет обеспечение сохранности специального имущества и его эффективное использование в социальной сфере, правильное исчисление и рациональное распределение доходов от платных социальных услуг, защиту законных интересов широких слоев населения.

В социальном комплексе специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию. При этом необходима достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих социальных субъектов, в частности, для банков как условие гарантии возврата кредитов.

Аудит социальной политики.

Аудиторские проверки способствуют защите социальных субъектов от неправомерных действий различных ведомств и организаций. Проверки цен (наценок) и других условий реализации товаров или социальных услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных мер.

Для описания социальной политики нужно вычленить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей аудита:

После завершения анализа социальной политики предприятия формулируются ее сильные и слабые стороны, ставится общий диагноз.

Диагностика позволяет выявить:

Для успешного проведения социальной политики в организации отчет аудитора должен содержать конкретные рекомендации. В зависимости от поднятых проблем и обнаруженных трудностей аудитор может иногда сформулировать предложения к действиям. Но это не всегда так. Во многих случаях аудитор ограничивается предложениями действий, позволяющих решить ту или иную проблему, организовать рабочую группу, повысить квалификацию, обратиться к внешнему эксперту, провести дополнительный аудит и т.д.

Успех социального аудита во многом зависит от качества предоставленной информации, от желания и возможностей заказчика. Исторически профессиональный аудит стал формироваться как следствие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а аудиторы их строго придерживаются.