logo search
TGP

60. Правоприменительные акты

Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Все правовые акты как письменные документы, существующие в сфере действия права могут быть разделены на нормативные, интерпретационные, правоприменительные, договорные (контракттные) и личностные. Их общая черта заключается в том, что все акты порождают юридические последствия. Вместе с тем, кроме нормативных актов все остальные являются поднормативными актами, т. е. основываются на правовых нормах и либо конкретизируют, либо индивидуализируют эти нормативы. В этой связи спецификой правоприменительного акта является то, что он носит властный и связан с индивидуализацией правовых норма­тивов. Подчеркнем необходимость разграничения конкретизации (перехода от одного уровня нормативности к другому) и индивидуа­лизации (привязки норматива к конкретной ситуации, к индивиду) в правовом регулировании.

Среди признаков правоприменительного акта выделим:

1) его поднормативный характер (нормативно-правовое основание); 2) официальное решение управленческого характера компетент­ного органа; 3) содержит властное веление, обязательное для адресатов, обеспечиваемое принуждением; 4) выносится при соблюдении правовой процедуры с соблюдени­ем установленной формы; 5) связан с индивидуализацией (персонализацией) субъективных прав и юридических обязанностей, либо достижением иных право­вых последствий.

По формам внешнего выражения различают письменные, устные и конклюдентные (молчаливые) акты. В свою очередь пись­менные акты применения разграничиваются на простые и сложные. Сложные правоприменительные акты как документы представляют собой структурированное образование, включающее такие компо­ненты (составляющие) как вводная часть, описательная часть, мо­тивировочная часть и резолютивная часть

По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. Основные акты содержат заключитель­ное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспо­могательные акты служат целям подготовки основных правопримени­тельных актов (протокол судебного заседания, определение суда)

По форме правоприменительной деятельности правопримени­тельные акты бывают исполнительными актами, призванными наи­более эффективным образом регулировать осуществление право­мерного поведения, и охранительными актами, которые связаны с реализацией санкций за совершенные правонарушения, а также применением профилактических мер.

По отраслевому признаку правоприменительные акты разграни­чиваются на конституционные, уголовно-правовые, административ­но-правовые, гражданско-правовые и т д. По юридическим послед­ствиям правоприменительные акты бывают правоустанавливающи­ми, правоконстатирующими, правоизменяющими и правопрекращающими. В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права правоприменительные акты могут быть индивидуальными и коллективными, государственными и негосударственными, актами центральной государственной власти, актами местной государствен­ной власти и актами местного самоуправления

Среди субъектов, исполняющих акты, особую роль в правовом регулировании имеют правоприменительные акты (указы) президен­та, а также правоприменительные акты судебных органов — судеб­ные акты. В зависимости от времени действия (темпоральная ха­рактеристика) правоприменительные акты разграничиваются на акты разовые (однократного действия), примером может быть про­токол осмотра места происшествия, и длящиеся (многократного действия), где примером является решение суда о взыскании али­ментов.

61. Понятие и назначение толкования права. Приемы толкования права. Толкование (интерпретация норм права) – мыслит. интеллект. деят-сть субъекта по устан-нию их содержания. Цели деят-сти по толкованию норм права: - правильное понимание и – правильное применение Офиц. толкование норм права обязательно для тех актов, кот. с точки зрения компет. органа нуждаются в допол. Разъяснении в связи с неправ. практикой их прим-ния. Назн-ние толкования обусловдено причинами: 1. Неполный охват прав. нормами всех событий в жизни (напр. по радиопиратству отсутствует прав. норма, в рез-те толкования можно отнести его к статье «хулиганство») 2. Неопред. хар-р нормы права, в кот. трудно разобраться юр. неподготовл. человеку (следует разъяснить понятия «тяжкие последствия», «незначит. деяния») 3.Нечеткость, ошибочность, халатность правотворч. Органов.Для раскрытия сод-ния прав. норм в практич. деят-ти сущ-ют некот. приемы: 1) филологич. толкование – уяснение смысла нормы права путем его граммат. анализа (знаки препинания, структура предл-ний) 2) системное толкование – уяснение смысла нормы путем сопоставления ее с др. нормами. 3) историч. - уяснение смысла нормы путем анализа историч. условий ее принятия законодателем. В зав-сти от субъектов толкование может офиц. и неофиц