logo search
TGP

96. Элитарный характер в государстве

Современное государство обеспечивает правление народа, в то же время демократическая организация власти является делом элит. Как отмечают специалисты по теории элит, ирония демокра­тии состоит в том, что элиты должны мудро править, чтобы прав­ление народа выжило. Тезис — элиты, а не массы правят обще­ством, — все шире подтверждается практикой государственной дея­тельности.

Общие черты элиты выражены в таких характеристиках: 1) более или менее сплоченная группа, обладающая особыми ду­ховными и социально-политическими качествами; 2) осознает себя как привилегированный и доминирующий слой, и воспринимается таковым большинством общества; 3) при изменении общественных форм и типов господства сохраняет определенные отношения власти и формы ее проявления, перемены касаются только персо­налий.

Глава государства (монарх или президент) занимает центральное место во взаимодействии элит. Как символ националь­ного единства глава государства связывается населением с надеж­дами на лучшую жизнь, защиту безопасности страны, обеспечение прав граждан. Популярность главы государства часто определяется его взаимодействием с различными элитами, его способностью тон­ко чувствовать интересы правящей элиты.

Государственная политика как деятельность правительственных учреждений и чиновников в соответствии с их компетенцией орга­низуется бюрократической элитой. Глава государства, законодатели и суды могут лишь в самых общих чертах ограничить власть бюрократической элиты. Бюрократы контролирует информацию и технику, они неизменно пребывают на своих постах больше, неже­ли их политические руководители. Нередко бюрократическая элита обладает информацией, знаниями и опытом значительно большими, нежели политическая элита

Законодательная элита, в силу самого порядка избрания, фор­мируется из местных элит и тем самым привносит региональное влияние на процесс принятия государственных решений. Законо­датели является частью местных элитарных структур, и их ряды пополняются, в основном, за счет местных, а не общенациональ­ных элит. Профессионально основной состав законодателей вклю­чает лиц свободных профессий и бизнесменов

Самым же элитарным государственным институтом является суд. Судебная элита, действующая на различных уровнях, является несменяемой, профессионально весьма ограниченной, для проникно­вения представителей других профессий, и не без оснований пре­тендует на принятие окончательных решений.

Все правящие элиты удалены от прямого влияния граждан и потому государственная политика отображает не требования масс, а господствующие интересы элиты. Представители властвующей элиты, осуществляющие отбор претендентов на вхождение в элиту, руководствуются следующи­ми мотивами: 1) традиционными, т. е. стремлением выдвигать лиц своего круга и тем самым способствовать однородности и спло­ченности элиты; 2) эмоциональными — симпатиями или антипати­ями к тому или иному лицу или группе лиц; 3) оценочно-рацио­нальными, применяя по отношении к кандидатам в состав элиты существующие в ней представления о поведении человека и его взглядах; 4) деловыми, рациональными соображениями — объек­тивно доказанной способностью кандидата выполнять положенные ему функция.