logo search
TGP

99. Этика и эстетика государства

Институты современного государства и его деятельность долж­ны соответствовать этическим критериям. Существует потребность в глубоком осмыслении моральных оснований государства, его нравственных целей, средств и способов осуществления государ­ственной власти. На это нацелена политическая этика, которая за­дается вопросами нравственности институтов государства, законов, а также нравственных качеств должностных лиц. Показательно, что политическая этика — это одновременно этика институтов и этика добродетелей. Институты в нравственном смысле обеспечива­ют человеческое поведение снаружи, а добродетели стабилизируют это поведение изнутри.

Институты современного государства требуют бережного с со­бой обращения. Критика этих институтов или желание изменить их на иные не должны противоречить здравому смыслу. Наилучшими институтами считаются те, которые не предполагают какой-то осо­бой нравственности граждан, но позволяют достигать своих целей, пользоваться правами, способствовать общему благу.

В современном государстве гражданин должен обла­дать нравственными задатками, которые давали бы возможность как этому гражданину, так и всем участникам отношений достигать сво­их целей используя существующие институты государства

Проблема эстетики власти и государства стала рассматриваться во многом в связи с недемократичными (тоталитарными) государ­ствами. Именно для этих государств характерны претензии к на­сильственной гармонизации всех областей жизни, стремление со­здать красивую видимость, эстетизировать политику, осуществить театрализацию социальной действительности.

Современное государство, обеспечивая плюралистическую де­мократию, не вмешивается в культурную жизнь общества Однако это не означает, что в условиях демократического строя вопросы обеспечения эстетики власти и государства не являются суще­ственными. Достаточно очевидна роль государственных символов (президент, гимн, герб, флаг), ритуалов (порядок принятия законов, заключения договоров, проведения референдумов), формирования государственной мифологии (образа жизни, национальных качеств).

Современное государство стремится быть эстетичным во всех многообразных формах своего проявления на пути достижения гар­монии с обществом и индивидом, что непосредственно связано с деятельностью средств массовой информации (СМИ). Используя документальные и художественные формы, СМИ создают имиджи политическим партиям, государственным деятелям, институтам го­сударственной власти и т д Имиджи — это своего рода ярлыки, которые наряду с особенностями, присущими конкретным лицам, институтам, программам включают искусственно представленные характеристики Часто имиджи являются иллюзорными образами, призванными вызвать в массовой аудитории желательное восприя­тие. Через телевидение и другие СМИ имиджи внедряются в жизнь.