93. Инновационная политика современного государства
Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление с целью достижения нового. Он разворачивается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Существуют различные формы управления инновациями. При этом государство призвано осуществлять специальную инновационную политику, состоящую в стимулировании инновационной активности и развитии научно-технического потенциала.
Инновации всегда носят рисковый характер. Роль государства в области поддержки инновации сводится к таким видам деятельности: обеспечение развития науки и подготовка научных и инженерных кадров; разработка программ, направленных на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, которые обеспечивают начальный спрос на новшества; использование налоговых инструментов стимулирования инновационных решений; посредничество в организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки.
Государственные меры воздействия в инновационной сфере подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования инновацией осуществляются в таких формах как административно-ведомственная и программно-целевая. Административно-ведомственная форма состоит в виде прямых дотаций, осуществляемых на основании специальных законов, принимаемых с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций связана с финансированием инноваций на основе государственных контрактов на приобретение товаров и услуг, предоставлением кредитных льгот. Эффективность государственной поддержки инноваций ярко проявляется в создании консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков, других перспективных формирований, реализующих инновационные идеи.
Косвенные методы, используемые государством, направлены как на стимулирование самих инновационных процессов, так и на создание благоприятных условий для новаторской деятельности. Среди косвенных методов — либерализация налогового и амортизационного законодательства. При этом склонность к инновационному предпринимательству регулируется уровнем налогообложения прибыли. На законодательном уровне закрепляется право изобретателей на интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-технические решения.
Характерной чертой инновационной политики является широта воздействия: она нацеливается на предложение инновационных идей, поощряет начальный спрос на инновации, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный климат для инноваций в экономике и политике.
Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых различными странами. Выделяют американскую и японскую модели инновационной политики. Американская модель отличается автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется посредством выделения особой области, в качестве которой выступает военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Результаты и побочные продукты военных инноваций являются важнейшим источником инноваций в гражданской сфере. Японская модель связана также с созданием технологического приоритета, но упор делается на конкретные технологии. В частности в Японии технология строительства больших танкеров была заменена технологией изготовлением роботов как ведущей. Таким образом, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые стимулируются, а затем эти новые технологии переводятся во всю хозяйственную сферу.
94. Контрольная власть в современном государстве и ее институты. Омбудсмен (народный правозащитникВопрос о разделении властей в современных условиях приобретает новые характеристики. Так, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью отмечается становление контрольной власти. Постепенно складываются институты контрольной власти, обладающие спецификой правового положения, которые осуществляют контроль от имени государства и принципиально отличаются от ведомственного и специализированного контроля. Обособление органов контрольной власти четко обозначилось в конституциях, принятых в течение нескольких последних десятилетий. Обычно среди органов контрольной власти называют: конституционный суд, прокуратуру, счетную палату и омбудсмена.
В системе контрольной власти институт омбудсмена превращается в один из важнейших в деле обеспечения прав и свобод граждан. Правовой статус омбудсмена определяется конституциями государств и специальными актами парламентов. В большинстве государств омбудсмен назначается парламентом, подотчетен парламенту, а в период между сессиями парламента — перед специальным парламентским комитетом. Институт омбудсмена (в Украине Уполномоченный Верховной Рады по правам человека) не претендует на монополию в защите прав граждан, однако призван гарантировать помощь как беспристрастный и квалифицированный орган государства, который действует не формально, безотлагательно и бесплатно. Этот институт сочетает властные начала и демократичность, высокую степень открытости и публичности
Границы деятельности омбудсмена определяются: во-первых, рассмотрением жалоб, поступающих через парламентариев (парламентский фильтр); во-вторых, установлением компетенции, не распространяемой на судебную деятельность; в-третьих, тем, что это должна быть жалоба гражданина на действия должностных лиц Персонал, работающий при омбудсмене, составляет от 60 до 100 человек. Все чаще назначается не один, а несколько омбудсменов по охране частной жизни, по защите прав потребителей, по национальным вопросам, по военным делам и т. д. Омбудсмены действуют как по жалобам граждан, так и по своей собственной инициативе.
Будучи самостоятельным государственным, а не парламентским органом, омбудсмен не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной власти.
Право контроля не представляет омбудсмену возможность отменять или изменять решения соответствующего государственного органа. Омбудсмен лишь дает этим органам рекомендации, а если они не выполняются, то обращается к парламенту. Для выполнения своих функций омбудсмен наделен правом истребовать от государственных органов и должностных лиц необходимые материалы и документы.
Таким образом, институт омбудсмена выступает как контролирующий орган, уполномоченный парламентом, а его деятельность направлена на защиту законных прав, свобод и законных интересов граждан по результатам действия или бездействия государственных органов или должностных лиц.
- 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 2. Объект, предмет и цели юриспруденции. Правоведение и государствоведение
- 3. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы, подходы и методы
- 4. Теория государства и права как общетеоретическая юриспруденция. Функции теории государства и права
- 5.Мононормы и происхождение права. Конфликтное предназначение права.
- 6. Происхождения государства.
- 7. Соотношение государства и права.
- 8. Догматический метод.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.
- 14.Законодательное (статутное) право
- 15. Прецедентное право. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Каноническое право в Украине
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности.
- 23. Социальная и личностная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования.
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 32. Субъект права и правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 41. Общесоциальные и специальные функции права, функции права и функции правосознания.
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность.
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка.
- 45. Источники права. Источники права Украины.
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 48. Усмотрение в праве: понятие и виды
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды.
- 50. Аномалия в правовой жизни. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- 51. Субъект и объект правоотношений. Юридические лица.
- 52. Систематизация нормативно- правовых актов. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности.
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса.
- 60. Правоприменительные акты
- 62. Официальное толкование права: понятие и виды
- Виды интерпретационных актов
- 63. Понятие пробела в праве
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом.
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение.
- 71. Государственное (правовое) принуждение
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство.
- 73. Суверенитет государства
- 74. Современное и досовременное государство
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества
- 83. Конституционное государство
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация
- 87. Номенклатура функций государства
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Формы современного государства
- 90. Армия как институт современного государства.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства
- 92. Аграрная политика современного государства
- 93. Инновационная политика современного государства
- 95. Демократический и бюрократический принципы организации государства. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- 96. Элитарный характер в государстве
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство
- 99. Этика и эстетика государства