logo search
TGP

90. Армия как институт современного государства.

Современные государства по разному разрешают проблему милитаризованности власти, но чаще всего используется исключение профессиональных военных из законодательных и исполнительных органов государства, создается система гражданского руководства армией, военные отстранены от участия в политической борьбе. Общество страхуется от включения военных во властные отноше­ния путем конституционного оформления зависимости армии от парламента, главы государства, правительства. Нормы невмеша­тельства армии в политику включают ограничения на политическую деятельность военных, разграничение юрисдикции между силовыми гражданскими и военными институтами, нормирование роли армии обороной от внешнего врага. Для обеспечения равновесия между гражданской и военной властью военнослужащим на действитель­ной военной службе не представляются гражданские права в пол­ном объеме. Для военнослужащих действует принцип осуществле­ния права как гражданами, но не как военными.

Установлено разделение полномочий исполнительной и законода­тельной власти в военной сфере. Законодательная власть обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир, форми­ровать армию и определять расходы на ее содержание, определять структуру армии и способы ее комплектования, правовой статус военнослужащих и порядок прохождения ими службы. На глав государств или правительств возлагается обязанность верховного главнокомандующего вооруженными силами, ответственность за разработку и осуществление военной политики, общее руководство деятельностью вооруженных сил, принятие решений о применении во­оруженных сил на основе действующего законодательства. В парла­ментах регулярно заслушиваются отчеты президента и руководителя военного ведомства о состоянии вооруженных сил, исполнении военно­го бюджета. Специальные комитеты и комиссии контроля за деятель­ностью военных осуществляют проверку соблюдения прав военнослу­жащих, обоснованность решений о применении вооруженных сил и т. д

Непосредственное руководство армией осуществляет министер­ство обороны. Руководство ми­нистерством обороны осуществляют гражданские лица, а военные отвечают за профессиональное управление и деятельность войск.

Глав­ное в проводимых военных реформах — это создание армии, соот­ветствующей принципам демократии, обеспечение достойного поло­жения военнослужащих в обществе, формирование доверия между гражданскими лицами и военными, организация надежного граж­данского контроля над армией.