6.4. Следы автотранспортных средств
В трасологии следы автотранспорта делятся, прежде всего, в зависимости от того, какой частью автомобиля они оставлены: на отпечатки ходовой части, кузова, отделившиеся от машины части горючесмазочных материалов, краски, узлов и агрегатов.
По виду происшествий, в которых участвует автотранспорт, различаются следы столкновения, наезда, переезда и опрокидывания.
Названные следы могут быть оставлены на дорожном покрытии, на неподвижном препятствии (другом автотранспорте, столбе освещения), на движущемся участке движения, на самой автомашине.
Наиболее распространенными следами ходовой части являются отпечатки колес автотранспорта, которые образуются при нахождении автомобиля в покое (стоянке), свободном качении и торможении.
След одного колеса называется беговой дорожкой. В ней отражаются общие и частные признаки шины. К общим относятся ширина беговой дорожки, рисунок отразившегося в ней протектора и размеры его элементов. Частными признаками являются индивидуальные свойства, приобретенные при изготовлении (наличие перемычек различной формы между грунтозацепами, нетипичная форма отдельных грунтозацепов, царапины, трещины на них и т.п.), а также приобретенные (потертости грунтозацепов, отсутствие некоторых элементов протектора, трещины, отверстия в нем и т.п.).
В объемных следах ширина беговой дорожки измеряется по дну следа.
Д Рисунок 6. Определение колеи и базы авто-мобиля по следам разворота с применением заднего хода. Лп – линия передней оси (колея передних колес); Лз – линия задней оси (колея задних колес); Б – база автомобиля.
По следам колес определяется также база автомобиля, представляющая собой расстояние между осями. При стоянке автомобиля от его крыльев отделяются части грунта, на мягкой поверхности довольно четко отпечатываются передние и задние колеса, иногда из переднего и заднего моста одновременно выделяется жидкость. Расстояние между этими следами и характеризует базу.
В большинстве ситуаций автопроисшествию предшествует торможение, по следам которого можно определить базу, измеряя ее по конечным точкам следов юза передних и задних колес. Окончания следов торможения (юза) более яркие, сплошные и ровные.
База может быть определена и по следам разворота (рисунок № 6.).
Следы колес рекомендуется осматривать на всем протяжении зоны их видимости. Выявление отпечатков протектора не представляет сложности. В некоторых ситуациях проблемы возникают в связи с тем, что отсутствуют статические следы, а имеются лишь динамические. Но и в этих следах в ходе дальнейшего экспертного исследования могут быть обнаружены частные признаки, позволяющие идентифицировать транспорт, оставивший эти отпечатки. Для этого важно произвести все необходимые измерения, правильно описать выявленные следы в протоколе осмотра.
Фотографирование следов, особенно отразившихся в них частных признаков, следует производить под прямым углом, с использованием методов увеличения изображения: удлинительных колец, широкоугольных объективов, специальных фотокамер, а также масштабной линейки. В большинстве случаев фотосъемка требует применения специальных светофильтров, для придания большей контрастности изображению следов.
Важное значение имеет фиксация следов автотранспорта относительно других элементов обстановки места происшествия и обнаруженных следов. Для этого рекомендуется фотосъемка с высокой точки. При этом могут использоваться методы круговой или линейной панорамы.
Для дополнительной фиксации объемных следов могут изготавливаться слепки из гипса и силиконовых материалов. Технология их изготовления не отличается от аналогичных операций по дополнительной фиксации следов ног.
Поверхностные следы шин могут быть перекопированы на липкую бумагу, увлажненную листовую резину или фотобумагу, полимерные материалы.
Кроме этого, выявленные следы могут быть зарисованы с указанием в схемах индивидуальных особенностей.
Следы на неподвижных преградах образуются в виде вмятин, пробоин, пятен и трасс, в виде отслоения краски, а также следов наслоения от автомобиля, представляющего собой следообразующий объект.
Похожие следы образуются и на движущихся автотранспортных средствах. Кроме пробоин, представляющих собой сквозные повреждения, выделяют задиры – трассы от контакта движущихся транспортных средств, образованные приподнятыми частями краски, сдвинутой при скольжении следообразующего объекта по следовоспринимающей поверхности.
От этих следов в ряде пособий отличают царапины, рассматриваемые как неглубокие повреждения с длиной, превышающей ширину, и повреждения, причиненные при плотном контакте автомобилей.
Столкновение транспортных средств сопровождаются возникновением на них следов отслоения и наслоения.
Они также должны тщательно описываться и фотографироваться. Для фиксации общего вида повреждений, их локализации, соотношения рекомендуется производство крестообразной и встречной съемок. Маловидимые и невидимые следы наслоения рекомендуется искать в местах видимых изменений следовоспринимающей поверхности. Такого рода поиски осуществляются с помощью лупы, переносных ультрафиолетовых осветителей, клейкой ленты или увлажненных резины мелкоячеистой губки. В ряде работ отмечаются, что иногда мелкие частицы, перенесенные на липкий слой копировального материала бывает сложно отделить от клейкой основы для дальнейшего исследования. В то же время площадь и общая форма наслоений дают более полное представление о следообразующей поверхности.
На дорожном полотне образуются следы в виде отделившихся стекол, лакокрасочных и горюче смазочных веществ, а также отделившихся узлов и агрегатов транспортных средств. Они фотографируются при осуществлении узловой и детальной съемок так, чтобы понятно было их расположение относительно частей дорожного полотна, его ограждения, других элементов обстановки, а также иных следов происшествия. Следы рассматриваемого вида позволяют установить место первоначального контакта движущихся транспортных средств. Это способствует установлению причин происшествия, например, когда одно из транспортных средств, движущихся навстречу другому, выходит на встречную полосу дороги.
На одежде и теле пешеходов остаются следы от контакта с выступающими частями кузова чаще всего бампера, облицовки решетки радиатора, крышки капота, подножек, боковых стекол. В результате наезда на одежде и открытых частях тела потерпевшего нередко остаются наслоения грунта, пыли от автомобиля, отделившейся от него краски, мелких частей хромировки, полимерных материалов, являющихся элементами взаимодействующих узлов автомашины. Иногда, такие отпечатки воспроизводят форму следообразующего объекта, например бампера. Следы наслоения сопровождаются разрывами одежды от сильного удара, зацепа и последующего рывка выступающей частью, имеющей небольшую площадь.
При волочении пешехода на его одежде и обуви образуются наложения от контакта с дорожной поверхностью в виде контакта загрязнений линейной формы. От трения о дорожное полотно на одежде возникают механические повреждения.
На теле потерпевших образуются кровоподтеки, ссадины, раны и переломы, расположение, форма которых позволяют устанавливать тип и вид автотранспорта, положение пострадавшего в момент причинения ему повреждений.
При переезде на теле и одежде жертвы остаются отпечатки рисунка протектора, следы наслоения грунта, горючесмазочных материалов, а также волочения.
Для розыска автомобиля, скрывшегося с места происшествия, важно установить направление его движения. Его можно определить по плотности следов торможения, которые в начальной точке имеют вид нескольких параллельно идущих трасс, постепенно сливающихся в одну к окончанию тормозного пути.
При переезде автомашины через водную преграду (лужу) брызги перемещаются в сторону направления движения, а влажная колея остается после продвижения транспорта через жидкость.
Брызги, отделившихся от транспорта горючесмазочных материалов, тормозной жидкости, направлены в сторону направления движения.
При переезде через твердые предметы, находящиеся на мягком грунте они вдавливаются в поверхность и вращающимися колесами отодвигаются в сторону противоположную направлению движения автомобиля. В итоге, образуется объемный след (выемка), свободный конец которого направлен в сторону движения автотранспорта.
Передвижение по плоскому объекту, длина которого превышает ширину, сопровождается его изгибом в виде угла, лучи которого направлены в сторону движения автотранспорта.
Предположение о типе и марке скрывшейся транспортной единице можно выдвинуть уже в ходе осмотра места происшествия на основании данных о ширине беговой дорожки и колеи, размере базы, рисунке протектора автомобиля. В ряде случаев в беговой дорожке отражаются равномерно повторяющиеся частные признаки протектора. Расстояние между двумя отпечатками одного и того же признака представляет собой длину окружности колеса, что позволяет определить и его диаметр. О типе и марке автомобиля могут свидетельствовать и высота расположения, форма и размер бампер-повреждений на объектах, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия.
В дальнейшем автомобиль может быть идентифицирован по следам колес, отделившимся от него частицам лакокрасочных, горючесмазочных материалов, стекол, а также узлов и агрегатов. Идентификация может проводиться посредством физико-химических и криминалистической экспертиз.
При подготовке экспертизы по следам колес в распоряжение экспертов должны направляться протоколы: осмотра места происшествия автотранспорта, отбора сравнительных образцов, зарисовки и фотографии обнаруженных следов, экспериментальные образцы отпечатков колес проверяемого транспорта, слепки и оттиски следов, обнаруженных на месте происшествия. На экспертизу направляются также сами транспортные средства, одежда потерпевших, заключения судебно-медицинской экспертизы о найденных на пострадавшем повреждениях, одежда жертвы, протоколы ее осмотра, а также показания свидетелей об обстоятельствах автопроисшествия и его следах.
На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы: колесами автомобиля какого типа и марки оставлены следы, найденные на месте происшествия? Не оставлены ли найденные следы колесами конкретного транспортного средства? Являются ли следы, обнаруженные на месте происшествия следами автотранспорта? Автомобилем какого типа и марки оставлены следы, обнаруженные на неподвижных преградах, теле и одежде потерпевшего, средствах автотранспорта? Какими частями автотранспорта могли быть оставлены перечисленные следы? В каком положении находился автотранспорт в момент столкновения, наезда? Какова последовательность образования повреждений? Образованы ли обнаруженные следы в результате столкновения, наезда? Образованы ли следы одним или несколькими транспортными средствами? Каково направление движения транспорта?
По следам транспортных средств проводятся экспертизы с целью установления целого по частям. На разрешение этой экспертизы ставятся вопросы: не составляли ли осколки фары (части лакокрасочного покрытия) обнаруженные на месте происшествия (преграде, другом автотранспортном средстве, одежде потерпевшего) единого целого с осколками фары (лакокрасочным покрытием) конкретного автомобиля? Не составляли ли части ткани обнаруженные на автотранспорте единого целого с одеждой (элементом одежды) потерпевшего?
По следам микрочастиц проводятся физико-химическая экспертиза, на разрешение которой могут быть поставлены такие вопросы: не происходят ли волокна, найденные на автомашине от одежды потерпевшего? Не происходят ли частицы лакокрасочного материала, горючесмазочного вещества, стекла от конкретного транспортного средства?
- Драпкин л.Я., Карагодин в.Н. Криминалистика
- Содержание
- 1.2. Структура криминалистики
- 1.3. Методы криминалистики
- 1.4. Соотношение криминалистики с другими науками
- Глава 2.
- Теория криминалистической идентификации
- 2.1. Понятийный аппарат и научные основы теории криминалистической идентификации
- Преступник
- Жертва (предмет посягательства)
- Материальная обстановка (место происшествия)
- Средства преступления и защиты
- 2.2. Основные этапы процесса криминалистической идентификации
- 2.3. Проблемы общей криминалистической теории распознавания
- Глава 3. Теория следственных ситуаций
- 3.1. Виды следственных ситуаций
- 3.2. Общие понятия следственной ситуации и ее логико-криминалистическое исследование
- Глава 4. Учение о криминалистических версиях
- 4.1. Эвристическая (поисковая) природа, структура и этапы построения криминалистических версий
- 4.2. Классификация криминалистических версий
- 4.3. Проверка версий и процесс перерастания вероятных знаний в достоверные
- Раздел II. Криминалистическая техника
- Глава 5. Общие положения криминалистической техники
- 5.1. Понятие и структура криминалистической техники
- 5.2. Технико-криминалистические приемы, методы и рекомендации
- 5.3. Технико-криминалистические средства
- Глава 6.
- Судебная трасология
- 6.1. Общенаучные основы судебной трасологии
- 6.2. Криминалистическое исследование следов человека
- 6.3. Следы взлома
- 6.4. Следы автотранспортных средств
- Глава 7.
- Судебная баллистика
- 7.1. Понятие и научные основы судебной баллистики
- 7.2. Огнестрельное оружие и боеприпасы: определения, устройство, классификация
- 7.3. Механизмы производства выстрела и формирования его следов
- 7.4. Установление обстоятельств применения огнестрельного оружия
- Глава 8.
- Криминалистическое исследование письма
- 8.1. Научные основы криминалистического исследования письма
- 8.2. Идентификационные признаки письма
- 8.3. Диагностические и автороведческие исследования
- 8.4. Назначение и производство почерковедческой экспертизы
- Глава 9. Технико-криминалистическое исследование документов
- 9.1. Понятие и виды технико-криминалистического исследования документов
- 9.2. Установление первоначального содержания текста документа
- 9.3. Исследование текстов, исполненных на множительных устройствах
- Глава 10. Информационно-учетное обеспечение деятельности правоохранительных органов (уголовная регистрация)
- 10.1 Общая характеристика системы уголовной регистрации
- 10.2. Криминалистические учеты
- 10.3. Розыскные учеты
- 10.4. Экспертно-криминалистические коллекции и картотеки
- Раздел III.
- Общая система следственной и оперативно-розыскной деятельности
- Потерпевшие
- Подозреваемые
- Обвиняемые
- Документы
- 11.2. Тактический прием - основное структурное понятие криминалистической тактики
- 11.3. Тактические операции и тактические комбинации
- Глава 12. Организация и планирование расследования. Создание системы взаимодействия в процессе раскрытия и расследования преступлений
- 12.1. Понятие организации и планирования расследования
- 12.2. Принципы планирования расследования
- 12.3. Этапы процесса планирования и элементы плана расследования
- 12.4. Техника планирования расследования
- План расследования
- Глава 13.
- Тактика следственного осмотра
- 13.1. Понятие и виды следственного осмотра
- 13.2. Тактика осмотра места происшествия
- 13.3. Тактика проведения иных видов следственного осмотра
- Глава 14.
- Тактика следственного эксперимента
- 14.1. Понятие и виды следственного эксперимента
- 14.2. Подготовка к следственному эксперименту
- 14.3. Тактика проведения и фиксация результатов экспериментальных действий
- Глава 15.
- Тактика обыска и выемки
- 15.1. Понятие обыска
- 15.2. Подготовка к обыску
- 15.3. Тактические приемы обыска
- 15.4. Обыск в структуре тактической операции и тактической комбинации
- 15.5. Тактика выемки
- Глава 16. Тактико-организационные основы контроля и записи переговоров
- 16.1. Понятие контроля и записи телефонных и иных переговоров
- 16.2. Подготовка к проведению контроля и записи переговоров
- 16.3. Контрольно-исполнительский и заключительный этапы контроля переговоров
- 16.4. Контроль и запись иных переговоров
- Глава 17.
- Тактика допроса и очной ставки
- 17.1. Понятие, классификация и психологические основы допроса
- 17.2. Подготовка к допросу
- 17.3. Тактические приемы допроса (общие положения)
- 17.4. Тактические особенности допроса свидетелей и потерпевших
- 17.5. Тактика допроса обвиняемого и подозреваемого
- 17.6. Фиксация результатов допроса
- 17.7. Тактические приемы очной ставки
- Глава 18.
- Тактика проверки показаний на месте
- 18.1. Сущность, задачи и криминалистические функции проверки показаний на месте
- 18.2. Подготовительный этап проверки показаний на месте
- 18.3. Поисково-исследовательский этап
- 18.4. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте
- Глава 19. Тактика предъявления для опознания
- 19.1. Понятие и виды предъявления для опознания
- 19.2. Тактика опознания живых лиц
- 19.3. Тактические особенности проведения других видов опознания
- Глава 20.
- Назначение и производство судебных экспертиз
- 20.1. Понятие и виды судебных экспертиз
- 20.2. Организация и процедура назначения экспертизы
- 20.3. Производство судебных экспертиз
- Раздел IV.
- 21.2. Криминалистическая характеристика преступлений
- Глава 22. Методика расследования убийств
- 22.1. Криминалистическая характеристика убийств
- 22.2. Первоначальный этап расследования убийств
- 22.3. Особенности построения версий и планирования расследований
- 22.4. Расследование убийств на последующих этапах
- Глава 23. Особенности расследования убийств, совершаемых наемными лицами
- 23.1. Криминалистическая характеристика убийств, совершаемых по найму
- 23.2. Первоначальный этап расследования
- Общие положения
- 23.3. Особенности производства некоторых первоначальных следственных действий
- Глава 24. Расследование бандитизма
- 24.1. Криминалистическая характеристика бандитизма
- 24.2. Выдвижение и проверка версий о бандитизме
- 24.3. Первоначальный этап расследования
- 24.4. Последующие этапы расследования
- Глава 25. Методика расследования изнасилований
- 25.1. Криминалистическая характеристика изнасилований
- 25.2. Проверка заявлений и сообщений об изнасиловании
- 25.3. Первоначальный этап расследования изнасилований
- 25.4.Особенности последующих этапов расследования изнасилования
- Глава 26. Методика расследования краж
- 26.1. Криминалистическая характеристика краж чужого имущества
- 26.3. Первоначальный этап расследования
- 26.4. Основные направления расследования на последующих этапах
- Глава 27. Методика расследования грабежей и разбойных нападений
- 27.1. Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений
- 27.2. Типичные следственные ситуации и построение версий
- 27.3. Первоначальные следственные действия
- 27.4. Последующие следственные действия
- Глава 28. Методика расследования вымогательства
- 28.1. Криминалистическая характеристика вымогательств
- 28.2. Типичные следственные ситуации, возникающие при обнаружении и расследовании вымогательств
- 28.3. Тактика первоначальных следственных действий
- 28.4. Особенности последующего этапа расследования
- Глава 29. Особенности расследования мошеннических посягательств на имущество физических лиц
- 29.1. Криминалистическая характеристика мошенничества
- 29.2. Проверка заявлений и сообщений о совершении мошенничества
- 29.3. Первоначальные следственные действия
- 29.4 Организация расследования на последующих этапах
- Глава 30. Расследование хищений имущества и денежных средств, принадлежащих юридическим лицам, совершаемых путем мошенничества
- 30.1. Криминалистическая характеристика мошенничества
- 2) Хищения денежных средств, совершаемых способом преступного использования фиктивного гражданско-правового договора агентирования (ст.Ст.1005-1011 гк рф)
- 3) Хищение товарно-материальных ценностей, принадлежащих предприятию-изготовителю продукции или торгово-снабженческой фирме путем использования фиктивных документов и поддельных банковских поручений.
- 4) Мошеннические действия сотрудников банка с использованием системы электронного платежа способом внедрения в компьютерные программы.
- 5) Мошеннические действия по хищению денежных средств способом создания разницы в процентных ставках при выделении краткосрочных кредитов.
- Российский
- 5. Характер и размер причиненного ущерба (вреда).
- 30.2. Предварительная проверка сообщений и первоначальный этап расследования (краткая характеристика)
- 30.3. Особенности производства отдельных следственных действий
- 1. Допрос свидетелей и потерпевших
- Глава 31. Методика расследования хищений, совершаемых путем присвоения или растраты
- 31.1. Криминалистическая характеристика хищений
- 31.2. Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования хищений
- 31.3 Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 32 Основы методики расследования коррупционных преступлений
- 32.1. Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений.
- 32.2. Проверка заявлений и сообщений о совершении коррупционных преступлений
- 32.3. Первоначальный этап расследования
- 32.4. Основные направления расследования на последующих этапах
- Глава 33. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом и хищением наркотических средств
- 33.1. Групповая криминалистическая характеристика преступлений
- 33.2. Особенности возбуждения и первоначального этапа расследования
- 33.3. Производство отдельных следственных действий
- Глава 34. Методика расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем
- 34.1. Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем
- 34.2. Основные направления и методы оперативно-розыскной деятельности
- Факты отмывания
- Новые эпизоды
- Глава 35. Расследование преступных нарушений правил безопасности движения автотранспорта
- 35.1. Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений
- 35.2. Исследование обстановки дорожно-транспортного происшествия
- 35.3. Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций
- Глава 36 Расследование преступлений террористической направленности49
- 36.1 Основные положения противодействия терроризму
- Современное состояние и динамика международного терроризма.
- Правовая основа противодействия терроризму
- Уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности
- Организационные основы антитеррористической деятельности
- Основные понятия, используемые в данной главе учебника
- 36.2 Групповая криминалистическая характеристика преступлений террористической направленности и особенности возникновения типовых следственных ситуаций
- Групповой характер террористической деятельности: классификация, организационные структуры и уровни
- Особенности следственных ситуаций первоначального этапа расследования преступлений террористической направленности
- Общая характеристика этапов расследования преступлений террористической направленности
- 36.3 Методика расследования террористических актов Криминалистическая характеристика террористических актов
- Тактические особенности отдельных следственных действий. Тактические особенности осмотра места происшествия
- Тактика допроса лиц, подозреваемых и особенности производства очной ставки
- Производство судебных экспертиз
- 36.4. Методика расследования захвата заложника (заложников) Психологическая характеристика захвата заложников
- Криминалистическая характеристика захвата заложников
- Типовые следственные ситуации
- Тактические особенности отдельных следственных действий
- Тактические особенности осмотра места происшествия
- Задачи осмотра
- Тактические особенности предъявления для опознания
- Тактические особенности производства судебных экспертиз
- Основные вопросы диагностического характера:
- Вопросы диагностического характера:
- Основные вопросы диагностического характера:
- Основные идентификационные вопросы:
- Перед судебной экспертизой трупов ставятся следующие основные вопросы:
- При наличии огнестрельных травм ставятся следующие основные вопросы:
- При наличии травм (ранений), причиненных острыми предметами (холодным оружием), ставятся следующие основные вопросы:
- Основные вопросы, разрешаемые судебно-офтальмологической экспертизой:
- Оперативно-розыскные возможности освобождения заложников