logo search
TGP

46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество).

В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате которого в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие социальный процесс формирования права и правотворчество.

Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением раз личного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии. Вся совокупность факторов, обеспечивающих оптимальное и эффективное правотворчество разграничивается по следующим разновидностям: 1) экономические факторы, т е материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпринимательство и т п , 2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданского общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т п , 3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр , 4) историко-культурные факторы — связанные со сложившимися обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработанными в пределах данной цивилизации и культуры, 5) геополитические факторы — выраженные в особенностях распо­ложения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями, 6) государственно-организационные факторы — связанные с ис­пользованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов

Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Определяющее значение в правотворчестве имеет вы­работка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, а именно отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции, — выступают как вспомогательные направления правотворческой деятельности. Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствовании действующего законодательства. Для достижения этой цели правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принципов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наиболее эффективным образом реализовать такие функции правотворчества 1) первоначального регулирования, 2) обновления правового материала, 3) ликвидации пробелов в праве, 4) упорядочения нор­мативно-правового материала (систематизации)

Система последовательных и взаимосвязанных правотворческих действий в процессе создания нормативно-правовых актов именует­ся стадиями правотворческого процесса Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса стадию подготов­ки проекта нормативно-правового акта и стадию рассмотрения и принятия нормативно-правового акта.