21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные нормы права, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые применяются и охраняются судебной властью.
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
Структура парламента: двупалатная — нижняя и верхняя палаты; однопалатная (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать эффективную деятельность законодательного органа. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов
Полномочия парламента:
решение финансовых вопросов: установление налогов;
контроль над органами исполнительной власти: участвует в назначении различных должностных лиц и органов (назначение главы государства, главы правительства и кабинета);
издание законов самостоятельно или совместно с главой государства;
участие во внешнеполитическом процессе;
решение вопросов обороны;
осуществление определенных судебных функций: привлечение президента, членов правительства к судебной ответственности.
Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов). Избираются населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны местные предприятия, местный бюджет и др.
Законодательные органы в России избираются населением государства.
Высший законодательный (представительный) орган России — Федеральное Собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федедарции входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Общее число его членов составляет 178 чел.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Государственная Дума вносит законопроекты, принимает федеральные законы, которые в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совет Федедации. Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания. Гос.Дума проводит две сессии: весеннюю и осеннюю.
Один день в неделю отведен для парламентских слушании, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы, В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Госю.Думы с избирателями.
На заседаниях Совета Федерации в первоочередном порядке рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.
- Предмет и методы теории государства и права.
- Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.
- Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
- Предпосылки и особенности возникновения государства и права.
- Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)
- Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства.
- Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
- Монархическая форма правления.
- Республиканская форма правления.
- Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство.
- Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).
- Государственно-правовой режим и его виды.
- 14. Понятие и классификация функций государства.
- 15. Внешние функции государства.
- 16. Внутренние функции государства.
- 17. Формы и методы реализации функций государства.
- 18. Понятие, структура и значение механизма государства в осуществлении функций государства.
- 19. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
- 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
- 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 22. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
- 24. Понятие и основные элементы политической системы общества.
- 25. Место государства в политической системе общества.
- 26. Партии в политической системе общества.
- 27. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.
- 28. Понятие, признаки и модели социального государства.
- 29. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов (социальных норм).
- 30. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
- 31. Право в системе социальных норм.
- 32. Понятие и признаки права.
- 33. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.)
- 34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
- 35. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
- 36. Правовой обычай и правовой прецедент.
- 37. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
- 38. Понятие и основные элементы системы права.
- 39. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
- 40. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
- 41. Система права и система законодательства.
- 42. Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
- 43. Механизм правового регулирования.
- 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
- 45. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.
- 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
- 47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
- 48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
- 49. Реализация права: понятие, формы.
- 50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
- 51. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
- 52. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения.
- 53. Толкование права: понятие, способы, виды.
- 54. Понятие и виды правомерного поведения.
- 55. Правонарушение: понятие, виды, состав.
- 56. Понятие, виды, основания юридической ответственности.
- 57. Правосознание и правовая культура.
- 58. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
- 59. Законность и правопорядок.
- 60. Права человека.