logo search
TGP

9. Герменевтический метод в юриспруденции

В юриспруденции наряду с классической методологией все боль­шее распространение получает современная (неклассическая и по­стклассическая) методология. При этом постклассическая (пост­модернистская) методология характеризуется признанием несостоя­тельности реализации проектов рационализации и реформирования общества с целью достижения свободы и справедливости; отказом от жестких детерминистических схем в объяснении социальной ре­альности.Одна из современных дисциплин, отображающая посмодернистскую методологию — герменевтика, которая активно внедряется в методологию правоведения. Герменевтика отстаивает ценность тра­диций, указывает на образцы поведения, существовавшие в прош­лом как на эталоны современности. Для герменевтики важней­шим выступает вопрос о понимании человеком сущего и должного. При этом в процессе понимания на предмет познания распростра­няется интеллект, чувства, интуиция, вообще личность того, кто стремится к пониманию. Герменевтическое мышление погружается то, что именуется "герменевтическим кругом" понимания и веры. По линии герменевтики может быть проведено различие между правоведением и государствоведением. Поскольку выделяются гер­меневтические науки, т. е. науки, занимающиеся коммуникативным взаимодействием, внутренне связанные с языком, текстом, то право­ведение — это безусловно герменевтическая наука, в то время как государствоведение не является в основной своей части таковой.Культурные ценности цивилизаций глубоко метафоричны, в них представлены многозначные смыслы и образы, зачастую не поддаю­щиеся логической интерпретации. Благодаря теории метафоры при­знано, что образный метафорический язык является первичным и имеет более фундаментальное значение для культуры, нежели науч­ная терминология. Метафоры охватывают значительную часть чело­веческого опыта и фиксируются в понятиях, объясняющих всю культуру или цивилизацию. Метафора характерна не только для литературных произведений, она есть в науке, философии, юрис­пруденции. Многие изменения в культуре происходят как следствие усвое­ния новых метафорических понятий и утраты старых. Так в нашей культуре метафора "общенародное государство" заменена на "пра­вовое государство". Метафора не просто принадлежность языка или только то, что описывает реальность. С помощью метафоры мы Устанавливаем то,что для нас является реальным. Таким образом,метафоры могут сами творить реалии. Так использование метафоры "права человека" в нашей правовой культуре не столько отражает социальную реальность, сколько творит ее.