logo search
Материалы по криминалистике / Материалы по криминалистике / Криминалистика_Драпкин Л

12.3. Этапы процесса планирования и элементы плана расследования

Единый по своим принципам, целям и методам процесс планирования расследования в зависимости от характера организационных и тактических задач может иметь пять основных уровней, которые можно рассматривать как виды планирования.

а) составление планов отдельного следственного действия (допроса, следственного эксперимента, обыска и т.д.);

б) планирование тактической комбинации;

в) формирование плана тактической операции (задержание расхитителей с поличным, установление личности убитого, выявление связей подозреваемого и т.д.);

г) планирование на отдельном этапе (первоначальный, последующий, завершающий) расследования;

д) планирование всего процесса расследования по уголовному делу. Следует отметить, что в этот вид (уровень) планирования оптимален, как правило, в простых, непроблемных ситуациях, когда уже в начале расследования следователь с достаточной степенью вероятности знает дальнейший ход расследования.

Каждый из перечисленных уровней планирования имеет как общие, так и специфические черты. Наиболее полная структура процесса планирования свойственна процессам формирования планов расследования по уголовному делу (в целом) либо по одному из его этапов (имеется â виду первоначальный или последующий этапы, поскольку завершающий этап расследования имеет упрощенную структуру планирования). Рассмотрим наиболее полный вариант этапной структуры процесса планирования.

Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и выделении перечня подцелей. Для этого выведенные ранее из версий логические следствия, которые и являются целями и подцелями расследования, делятся на более мелкие и конкретные, приобретая удобную для планов форму вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке.

Второй этап состоит в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т.е. тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий, а поэтому, чтобы избежать вредного дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. Например, установление причин смерти при обнаружении трупа. В содержание этого раздела входит и выявление так называемых вневерсионных обстоятельств, которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетелей адекватно воспринимать различные явления и события, уточнение возраста подозреваемых или потерпевших, определение вменяемости обвиняемого, истребование характеристик, справок о составе семьи и т.д.

Третий этап состоит в конкретном учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности ресурсов он привлекает дополнительные силы и средства или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователям, или прибегает к значительной интенсификации деятельности, или вынужден избрать нежелательный вариант, связанный с продлением срока предварительного следствия.

Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе резервных) проведения процессуальных, оперативно-розыскных и других действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает решения. Разрабатывая эти решения, он должен использовать всю имеющуюся у него информацию, профессиональный опыт и знания с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. При разработке вариантов предстоящей деятельности следователь учитывает противодействие конфликтующего субъекта и возможность наступления негативного результата в ситуации тактического риска и в соответствии с проведенным анализом (в том числе и рефлексивным) принимает наиболее эффективные плановые решения.

Пятый этап планирования заключается в определении, во-первых, сроков выполнения намеченных действий и, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования и форме взаимодействия (следственная группа, следственная группа с привлечением к ее работе оперативных сотрудников, временное «подключение» следователей и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений и оперативно-розыскных заданий, оказание содействия органами дознания при производстве процессуальных действий и т.д.

Успешная реализация всех намеченных действий и мероприятий во многом зависит от определения их оптимальной очередности. При этом предпочтение отдается следующим мероприятиям:

а) несвоевременное проведение которых может привести к утрате доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления подозреваемых и их задержания;

б) общим для проверки всех или нескольких версий (эпизодов);

в) без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или даже невозможной, поскольку они служат информационной, организационной или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе выполняемых другими лицами (следственные поручения, розыскные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т.п.);

г) отличающиеся наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, документальные ревизии, судебно-биологические исследования и т.д.) с тем, чтобы следователь мог параллельно осуществлять и иные действия.

Шестой этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу.

Планирование на конечном (завершающем) этапе в ситуации, когда основные аспекты процесса доказывания уже реализованы, носит упрощенный характер, поскольку расследование приобретает неверсионный характер и осуществляется в одном направлении. Основное содержание планирования на конечном этапе заключается в формировании организационных решений по распределению времени и средств, установлению оптимального порядка проведения строго обязательных процессуальных действий. В плане расследования значительное место занимают установление рациональной последовательности в проведении предусмотренных процессуальным законом действий.

Процесс планирования тактической операции включает:

а) определение ее непосредственной цели;

б) установление и конкретизацию ресурсов, находящихся в распоряжении следователя и соотношения их с непосредственными целями;

в) разработку вариантов проведения следственных, организационно-подготовительных, оперативно-розыскных и других действий;

г) определение непосредственных исполнителей и сроков выполнения.

Планирование отдельного следственного действия состоит из трех стадий:

1) определение непосредственной цели данного действия;

2) непосредственная разработка организационно-тактического содержания следственного действия, применяемых тактико-психологических и иных приемов, определение условий и времени их реализации, оценка возможных результатов.

3) установление и конкретизация ресурсов и возможностей, главным образом информационных, тактических и тактико-психологических, находящихся в распоряжении следователя, и соотнесение их с определенной ранее целью;

Конечный итог всего процесса планирования - готовый (сформированный) план расследования. Основными элементами сформированного плана расследования являются:

1) непосредственные цели, т.е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий или конкретизированные в виде детальных вопросов, а также общевресионные и вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению;

2) ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя. Это, прежде всего исполнители - работники следствия, дознания, эксперты, специалисты, общественные помощники и т.д. Сюда же следует отнести материальные средства - транспорт, связь, криминалистическую и иную технику;

3) следственные, оперативно-розыскные, организационно-подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитывают возможность наиболее оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексные или раздельное, последовательное или параллельное выполнение, возможность и необходимость производства тактических операций и комбинаций;

4) тактические приемы, составляющие содержание указанных выше процессуальных и непроцессуальных действий. Чем более общий характер принимает планирование, тем меньше «удельный вес» тактических аспектов по сравнению с организационными. И, наоборот, по наиболее частному варианту планирования (составление плана отдельного следственного действия) разработка тактических решений играет значительно большую роль, занимая значительное место в структуре плана;

5) сроки производства намеченных действий. Хотя при традиционной форме плана обычно не отражается их продолжительность, однако, следователь должен учитывать это обстоятельство для того, чтобы избежать совпадения (наложения) во времени нескольких мероприятий, порученных одному и тому же исполнителю, а также и вредной спешки. Сроки должны определяться с учетом сложности è трудоемкости предстоящей работы, личных качеств исполнителя, возможного противодействия и иных факторов;

6) результаты выполнения плана и его корректировка. Корректировка плана обычно отделена от процесса планирования стадией практической реализации предусмотренных действий и мероприятий. Анализируя достигнутые результаты, благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации следователь (руководитель расследования) может заменить исполнителей, изменить их численность, внести коррективы в состав, последовательность, содержание действие, сроки их проведения и др. Но иногда корректировка отдельных параметров плана может быть осуществлена еще до реализации намеченных действий и мероприятий. Это происходит в связи с получением новой информации, меняющей конкретную следственную ситуацию.