logo search
TGP

78. Законодательная власть и ее функции

Законодательная деятельность является определяющей в компетенции парламента, что дает основание называть это направление деятельности государства законодательной властью.

Легитимность парламента непосредственно вытекает из суверени­тета народа. При этом законодательная власть отделена от других подсистем власти, но взаимодействует с ними. Содержание законода­тельной деятельности нормативно ограничено и гарантировано кон­ституцией. Особенно значимо, что в парламенте партии ведут борьбу за государственную власть. Обратим внимание на то, что законода­тельная власть проявляется не только в осуществлении законода­тельной функции. Для нее характерны и такие функции как предста­вительская функция, связанная с обеспечением партийного, террито­риального, корпоративного, этнического представительства, что соз­дает условия различным социальным силам действовать через парла­мент; учредительная функция, которая состоит в утверждении и наз­начении различных лиц на государственные посты, создании организа­ционных структур, специальных комиссий и т. п.; контрольная функция, выраженная в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении и т.д.

По субьектам обладающим правом законодательной инициативы различают: 1) парламентскую инициативу (внесение законопроекта членами палат); 2) народную инициативу (внесение законопроекта группами избирателей); 3) правительственную инициативу (внесение законопроекта министрами от имени главы государства или правительства); 4) специальную инициативу (внесение законопроекта органами, специально указанными в конституции). Вносить в парламент проект государственного бюджета во всех государствах исключительное право (прерогатива) правительства.

Рассмотрение законопроектов в парламенте называют чтениями. Первым чтением является принятие к рассмотрению законопроекта и оглашение его наименования председателем палаты. После этого законопроект направляется в постоянную комиссию на заключение На второе чтение лицо или представитель органа, внесшего законопроект делает доклад, а затем зачитывается заключение комиссии После этого законопроект либо возвращается в ту же комиссию либо передается другой комиссии парламента. Третье чтение представляет собой постатейное обсуждение законопроекта в палате парламента. За обычный законопроект должно быть подано про­стое большинство голосов присутствующих депутатов, в то время как конституционный законопроект принимается, как правило, ква­лифицированным большинством. После принятия законопроекта од­ной палатой, он передается в другую, где рассматривается в том же порядке. Принятый парламентом зако­нопроект, направляется на утверждение главе государства. Подпи­санный главой государства закон публикуется в официальном изда­нии. В случае отказа в подписании законопроект считается не при­нятым (право абсолютного вето) или возвращается на повторное рассмотрение (право отлагательного вето). Повторное принятие за­конопроекта при праве отлагательного вето обязывает главу госу­дарства подписать закон.