Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
Основы правового положения деятельности фондовых бирж определены Законом Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г., «Положением о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №1380 [103] и «О вопросах лицензирования профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам», утвержденное постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 23 января 2004г. №04/И [114]. Органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью с ценными бумагами является Комитет по ценным бумагам Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь, Положение о котором утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1593 [96].
Ст.24 Закона Республики Беларусь о фондовых биржах определяет понятие фондовой биржи – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.
Как юридическое лицо, биржа создается в форме акционерного общества и действует на основе устава и правил биржевой торговли. Устав биржи и правила биржевой торговли обеспечивают возможность участия на бирже любого профессионального участника рынка ценных бумаг, обеспечивают соблюдение принципов справедливой конкуренции между участниками рынка, защищают интересы инвесторов от возможных манипуляций и недобросовестности со стороны членов и служащих биржи. В наименовании биржи обязательно должно содержаться указание на цель деятельности – «Фондовая биржа». Учредителями биржи могут быть юридические и (или) физические лица. Сделки на бирже осуществляются в соответствии с лицензией, выданной Комитетом по ценным бумагам Республики Беларусь, в обязанности которого входят осуществлять контроль за деятельностью фондовой биржи. Его правом является возможность отмены или изменения любых внутренних документов биржи, если они не соответствуют Закону о фондовых биржах и нарушают принцип равенства участников рынка ценных бумаг, а также наложение штрафов за незаконную деятельность биржи.
Фондовая биржа самостоятельно разрабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, порядок расчетов и учета по сделкам. Биржа может осуществлять дополнительные услуги, связанные с хранением, учетом и расчетами по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и других. В своей деятельности биржа не преследует цели получение прибыли, прибыль получают акционеры биржи.
Фондовая биржа формулирует и публикует правила допуска и котировки ценных бумаг на ее торгах. Под котировкой понимается выявление цен на ценные бумаги с учетом спроса и предложений на определенный срок и дату в качестве ориентира для продавцов и покупателей при совершении сделок. На торги могут быть выставлены ценные бумаги только тех эмитентов, которые в установленном законодательством порядке опубликовали годовой баланс. Фондовая биржа не вправе быть стороной в сделках на собственных торгах, кроме случаев первичного размещения ценных бумаг через биржу или куплю-продажу ее собственных акций.
Нормативно-правовыми актами по ценным бумагам установлены требования, предъявляемые к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, а также определены их права и обязанности.
Институт членства на фондовой бирже формируется уставом и правилами биржевой торговли. Членами биржи могут быть ее акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица любой формы собственности, осуществляющие одну или несколько видов деятельности по ценным бумагам и получившие лицензию на профессиональную деятельность по ценным бумагам (ст.16 Закона о фондовых биржах). Операции на бирже могут осуществляться только ее членами, которые имеют равные права.
Членами фондовой биржи не могут быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, их штатные должностные лица.
Банковские учреждения не могут совершать сделки на бирже, используя средства вкладчиков.
Сделки с ценными бумагами могут осуществляться на профессиональном уровне и на уровне случайных продавцов и покупателей. Ст.14 Закона о фондовых биржах предусматриваются следующие виды профессиональной деятельности по ценным бумагам:
посредническая деятельность по ценным бумагам, предусматривает куплю-продажу ценных бумаг за счет и по поручению клиента;
коммерческая деятельность по ценным бумагам, предусматривает выполнение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок по купле и продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет с обязательством заключать сделки по объявляемым данным юридическим лицом ценам покупки и продажи;
деятельность инвестиционного фонда, представляет собой деятельность, связанную с выпуском акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета, вклады и депозиты, при которых все риски, связанные с такими вложениями, в полном объеме относятся на счет акционеров этого фонда и реализуются ими за счет изменения текущей цены акций фонда;
деятельность депозитария, это деятельность по учету, расчетам и хранению ценных бумаг;
консультационные и прочие услуги в области операций с ценными бумагами, имеют право проводить только лица, осуществляющие профессиональную деятельность по ценным бумагам.
В зависимости от конъюнктуры рынка, стоимость ценных бумаг может колебаться по сравнению с номинальной, по которой они выпущены и приобретены, а оборотоспособность может практически быть как у денег. Следовательно, ценные бумаги могут выполнять антиинфляционную функцию и в некоторых случаях заменять деньги. Законом о фондовых биржах установлен единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг в Республики Беларусь. Рынок ценных бумаг имеет двухуровневую структуру: первичный рынок, включающий в себя выпуск и продажу ценных бумаг эмитента; последующая перепродажа ценных бумаг на фондовой бирже. Именно вторичный рынок ценных бумаг образует фондовая биржа. На этом рынке участие в заключение сделок принимают физические и юридические лица, являющиеся продавцами; дилеры, брокеры, маклеры, являющиеся посредниками; индивидуальные инвесторы и другие.
Дилер – это физические или юридические лица, занимающиеся перепродажей ценных бумаг от своего имени, за свой счет и на свой страх и риск.
Брокер – это физическое или юридическое лицо, получившее аккредитацию в области купли-продажи ценных бумаг, который сводит продавцов и покупателей на бирже, при этом не является стороной в сделке.
Маклер – является поверенным членов биржи, фиксирующим сделки между ними.
Индивидуальные инвесторы – это частные носители капитала выраженного в форме банковских депозитов, сертификатов, банковских фондов, облигаций государственных займов, страховых полисов и других.
В ст.42 Закона о фондовых биржах, предусматривается ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг перед инвестором за ущерб, нанесенный ему осуществлением сделок, которая выражается в материальной форме и наступает в случаях осуществления сделок:
с поддельными ценными бумагами;
с бумагами несуществующих эмитентов или подтверждающими владение несуществующими ценностями;
с бумагами, не прошедшими государственную регистрацию;
с бумагами, на которые профессиональный участник рынка ценных бумаг не имеет прав владения или распоряжения;
по продаже одной бумаги нескольким инвесторам;
связанных с иным нарушением Закона.
ТЕМА 13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
Лекция 13. Правовое регулирование деятельности банков
Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь. Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
Банки – это организации особого рода. Как субъекты хозяйственных правоотношений, банки характеризуются сложной системой, в своей деятельности они используют свободные денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах физических и юридических лиц. При изучении деятельности банков необходимо ознакомится с законодательством, регулирующим банковскую деятельность финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Правовое положение деятельности банков определено Банковским кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 1 января 2001г. [23] и рядом законодательных актов Национального банка Республики Беларусь изданных в соответствии с его компетенцией, имущественные отношения в деятельности банков определяются Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными специальными нормативными актами (далее – БК).
Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, определяет порядок создания, деятельности, ликвидации и реорганизации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна. Банковская система Республики Беларусь входит в финансово-кредитную систему Республики Беларусь и является двухуровневой, тем самым, включая в себя Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки, а также в финансово-кредитную систему входят небанковские кредитно-финансовые организации.
Из перечисленного состава кредитно-финансовой системы Республики Беларусь следует, что субъектами банковских правоотношений являются:
Национальный банк Республики Беларусь;
коммерческие банки;
небанковские кредитно-финансовые организации;
государственные органы, органы местного управления и самоуправления;
физические лица;
юридические лица.
Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги и валютные ценности.
Являясь предприятием, банки действуют в сфере финансов и на них распространяются законодательство о предприятиях, следовательно, в соответствии со ст.46 ГК Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией и действует как субъект хозяйствования.
Банк – это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитно-финансовая организация представляет собой юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом, за исключением тех видов деятельности, которые могут осуществлять банки (ст.9 БК).
Совокупность всех осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли носит название банковской деятельности. Банковская деятельность осуществляется на следующих принципах:
обязательность получения банками и кредитно-финансовыми организациями лицензий на осуществление банковских операций;
независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов;
разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
обязательность соблюдения установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Порядок и особенности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций закреплены Банковским кодексом Республики Беларусь в ст.18, который осуществляется с помощью:
государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
лицензирование банковских операций;
установление запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
установление экономических нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия;
выявление случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции.
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями