Мировое соглашение
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Под мировым соглашением Закон о банкротстве понимает соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и другое.
Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается собранием кредиторов, со стороны должника принимается должником – индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим. В мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должником, иные способы исполнения. Вступает в силу мировое соглашение со дня утверждения его хозяйственным судом. Оно может быть заключено на условиях перечисленных в ст.156 Закона о банкротстве:
отсрочка или рассрочка исполнения обязательства должником;
уступка требования должника;
исполнения обязательств должника третьим лицом;
перевод долга;
иные способы.
В случае если хозяйственный суд в процессе ликвидационного производства утвердит мировое соглашение, решение хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению и, следовательно, полномочия управляющего прекращаются в этого момента. Хозяйственный суд имеет право отказать в заключение мирового соглашения в случае нарушения порядка его заключения, либо несоблюдения формы, либо нарушения прав и законных интересов других лиц, либо иных противоречащих законодательству условий. Мировое соглашение не может быть расторгнуто по соглашению отдельных кредиторов и должника, а только по решению суда в случае неисполнения должником условий погашения обязательств перед кредиторами. При повторном возбуждении производства по делу о банкротстве объем требований кредиторов, в отношении которых было заключено мировое соглашение, определяется с учетом условий определенных в нем.
ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Лекция 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о разгосударствлении и приватизации
В результате перехода к рыночным отношениям, возникла необходимость создать экономическую структуру способную быстро реагировать на изменения, происходящие в конкурентной экономической среде. Раннее существовавшие, в большинстве своем, крупные государственные предприятия, оказались не способными подчинять свою деятельность быстро меняющимся потребностям рынка к качественной и дешевой выпускаемой продукции. Это стало возможно лишь в условиях, когда в Конституции Республики Беларусь плотно закрепилось не только понятие государственной собственности, но и частной собственности, на основе которой появилась возможность создавать предприятия частной формы собственности. Именно они, наряду с государственными предприятиями, стали двигателями прогресса в экономике Республики Беларусь.
Создание частных предприятий происходило не только на основе их учреждения, но и путем перехода предприятий государственной формы собственности в частную собственность, и основой этого перехода явилась приватизация. Назначение приватизации состоит в том, чтобы как можно больше предприятий перешло в частные руки, освободив тем самым государство от финансового бремени перед государственными предприятиями, повысить эффективность производства и заинтересовать частного собственника в результатах своего труда.
Правовые основы приватизации государственного (республиканского и коммунального) имущества в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О раз- государствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19 января 1993г., который определил также правила и порядок проведения приватизации объектов, находящихся в государственной собственности (далее – Закон о приватизации) [40].
Определение разгосударствления и приватизации государственной собственности содержится в ст.1 выше названного Закона о приватизации. Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Ныне это понятие несколько модернизировано и теперь понимается, как изменение организационно-правовой формы государственного предприятия.
Под приватизацией Закон о приватизации понимает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.
В Законе о приватизации определены основные принципы проведения приватизации в Республике Беларусь, которыми являются:
сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
постепенность и поэтапность;
соблюдение законности (ст.6 Закона о приватизации).
Приватизация может осуществляться путем безвозмездной передачи либо продажи государственной собственности. Целью безвозмездной приватизации является передача государственной собственности на основе социального равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рыночной экономике только гражданам Республики Беларусь. Порядок распределения безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.
Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами:
жилищной квотой;
квотой на имущество.
Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество» в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 июля 1993 года «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» [43].
Возмездная приватизация осуществляется на основе внесения денежных платежей в белорусских рублях.
Правовые основы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь определены следующим законодательством Республики Беларусь:
Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.218);
Инвестиционным кодексом Республики Беларусь[25];
Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993г.;
Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. (с изм. и доп.) [37];
Законом Республики Беларусь «Об аренде» от 12 декабря 1990г. (с изм. и доп.) [30];
Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» [60] и другие.
Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности происходил на основе ряда Программ, которые были изданы в 1993 и 1996 годах. В современных условиях с учетом опыта проведения приватизации в 1993 – 2000 гг., а также проблем, существующих в данный период в этом процессе, в целях повышения эффективности использования государственного имущества, сохранения стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом, Советом Министров Республики Беларусь в 2000г. была принята новая Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности («О концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001- 2005гг.», утверждена постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000г. №1240) [94]. Государственная программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества и другие направления приватизационной политики. Для достижения поставленных Государственной программой целей необходимо:
создать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиций в реальный сектор экономики;
завершить в основном разгосударствление приватизацию объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
провести, при необходимости, реструктуризацию государственных унитарных предприятий в процессе создания открытых акционерных обществ;
обеспечить мониторинг и контроль за ходом выполнения обязательств новыми собственниками приватизированного имущества;
создать фондовый рынок страны;
совершенствовать экономическую базу разгосударствления и приватизации государственного имущества;
совершенствовать систему оценки государственного имущества, подлежащего приватизации;
приоритетными способами приватизации должны являться аукционная или конкурсная продажа объектов государственной собственности и другие.
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями