Лицензирование предпринимательской деятельности
Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в учредительных документах субъектов хозяйственной деятельности должны содержаться только те виды деятельности, которыми он вправе (обязан) заниматься. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме государственной регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию).
Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.
Основными нормативно-правовыми актами регулирующими лицензирование являются: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Декрет о лицензировании)[64]; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. №1390 «О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17» [100] и другие.
Лицензирование специальных видов деятельности, например, деятельность банков и небанковских финансово-кредитных организаций осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь [23], страховая деятельность – Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993г. «О страховании» [42], аудиторская деятельность – Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994г. «Об аудиторской деятельности» [46].
Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условиях, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.
Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирующими органами являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные осуществлять лицензирование.
Виды лицензируемой деятельности условно можно подразделить на три основные группы: в первую входят виды деятельности, которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов); второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж); третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность).
В Перечень лицензируемых видов деятельности входят 49 видов лицензируемой деятельности, однако в каждом виде имеются большое количество подвидов. Законодательством могут быть установлены особенности лицензирования смежных видов деятельности. Так, выдача лицензии на адвокатскую деятельность, не требует, для оказания юридических услуг субъектам хозяйствования, получения лицензии на оказание юридических услуг.
Для осуществления отдельных видов деятельности, законодательством могут быть предусмотрены требования к организационно-правовой форме субъекта хозяйствования. Так, например, в соответствие со ст.70 Банковского кодекса Республики Беларусь, банки могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.
Страховые общества должны быть созданы в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст.6 Закона Республики Беларусь «О страховании» от 3 июня 1993г.).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что осуществление определенных видов лицензируемой деятельности исключает возможность заниматься другими видами предпринимательской деятельности. Так, например товарная биржа не имеет права заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме деятельности связанной с организацией и проведением биржевых торгов (ст.3 Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г.)[35].
Необходимо заметить, что осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо также на основе полученного разрешения (лицензии) для тех видов деятельности, на которые ее получение обязательно. Следовательно, если гражданин имеет лицензию на конкретный вид деятельности, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если эта деятельность предполагает регистрацию. Однако следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, но для осуществления их законодательство не обязывает гражданина регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Так, например, образовательная деятельность и другие.
С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов. В них отражаются данные о субъекте, которому выдана лицензия, срок ее действия, была ли она приостановлена, прекращена и другая информация.
Порядок и условия получения лицензии установлены Декретом о лицензировании.
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.
Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридического лица – наименования и места его нахождения;
для физического лица – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;
лицензируемого вида деятельности (работ, услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица или свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;
документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица);
другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.
При этом необходимо иметь в виду, что органы, выдающие лицензии могут устанавливать свои требования к порядку выдачи лицензии.
Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Срок проведения проверки и (или) экспертизы не должен превышать 15 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии или лицензирующим органом в равных долях.
При положительном решении о выдаче лицензии, соискатель должен представить для ее получения:
документ об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии;
удостоверение руководителя юридического лица; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
При выдаче лицензии соискатель должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем делается в лицензии соответствующая отметка.
Форма лицензии утверждена Советом Министров Республики Беларусь. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.
В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования может обжаловать в суд. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии или продлении ее срока действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро. За внесение изменений и дополнений в лицензию, за исключением случаев изменения законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата – 50 процентов платы за выдачу лицензии.
Действие лицензии, в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, нарушений лицензиатом либо его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения, который не может превышать шести месяцев.
Действие лицензии также может быть приостановлено или прекращено. Приостанавливается действие лицензии лицензирующим органом, в случае, если лицензиатом не устранены нарушения указанные в предписании, при этом срок приостановления составляет один месяц. Об устранении нарушений лицензиат должен уведомить лицензирующий орган в письменной форме, с приложением письменного подтверждения их устранения. Проверка устранения нарушений лицензиатом осуществляется лицензирующим органом в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений. На время приостановления действия лицензии срок ее действия не продлевается, за исключением случаев установленных законодательством.
В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.
По общим основаниям действие лицензии прекращается:
по истечении срока, на который она была выдана;
по решению лицензирующего органа:
об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством;
в случае ликвидации (прекращении деятельности) лицензиата;
при реорганизации юридического лица;
в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
по решению суда:
об аннулировании лицензии;
в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу, выдавшему ее, в 5-дневный срок.
Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):
ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда;
признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными.
Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрена финансовая ответственность субъекта хозяйствования, за осуществление деятельности без лицензии, которая устанавливает, что полученные от занятия такой деятельностью доходы и штраф в размере полученного дохода подлежат внесению в бюджет [33].
Кроме того, Кодекс об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за нарушение связанные с осуществление предпринимательской деятельности, в частности за осуществление лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), на что указывает ст.154 [27]. Ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.
Ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном и особо крупном размере [26].
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями