Доминирующее положение субъектов хозяйствования
Доминирующим признается исключительное положение субъекта хозяйствования или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, но исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, по отношению к другим является постоянной (ст.1 Закона о монополистической деятельности).
При этом доля хозяйствующего субъекта на товарном рын- ке – это количественная оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемая как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке.
Следовательно, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины установленные уполномоченным республиканским органом государственного управления. А в случае, если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке, относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
При определении доминирующего положения факт объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает.
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов определяется Министерством экономики Республики Беларусь и его территориальными органами в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. №229, на основе анализа ситуации на соответствующем товарном рынке.
Анализируя действующее законодательство, необходимо отметить признаки доминирования субъекта хозяйствования:
доминирующее положение устанавливается по отношению к субъекту хозяйствования (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю);
субъект хозяйствования, в отношении которого устанавливается факт доминирования, должен быть производителем товаров (работ, услуг);
доминирование субъекта хозяйствования устанавливается на товарном рынке. Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории, и отсутствия этой возможности за ее пределами;
качественным признаком доминирующего положения субъекта хозяйствования является наличие возможности ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов, с целью иметь преимущества;
количественная оценка доминирования субъекта хозяйствования базируется на установлении того факта, что его доля на рынке определенного товара превышает предельную величину установленную антимонопольным органом.
При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствующему субъекту ограничивать конкуренцию.
Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о нем утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000г. №13 [109].
Формирование Реестра осуществляется в Министерстве экономики Республики Беларусь департаментом антимонопольной и ценовой политики, а также управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета. Реестр имеет двухуровневую структуру: на республиканском уровне – субъекты, занимающие доминирующее положение на республиканском рынке; на местном уровне – субъекты, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г.Минск).
На каждом из указанных уровней Реестр включает перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в соответствии с законодательством.
Хозяйствующие субъекты, относимые в соответствии с законодательством к субъектам естественных монополий, в Реестр не включаются.
В целях выработки и принятия мер, предусмотренных законодательством в отношении хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках и включенных в Реестр, за их деятельностью осуществляется наблюдение со стороны департамента и управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Наблюдение ведется путем анализа государственной статистической отчетности Указанная отчетность ежеквартально представляется хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на республиканском и местных рынках, соответственно в департамент или управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома.
Основанием исключения хозяйствующего субъекта из Реестра являются устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта, заключение соглашения между департаментом и хозяйствующим субъектом, в которых определяются условия конкурентного поведения, исключающего монополистическую деятельность.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра (изменение товарной позиции хозяйствующего субъекта в Реестре) осуществляется по мотивированному заявлению его руководителя, или обращениям республиканских и местных органов государственного управления, общественных организаций, а также по инициативе департамента антимонопольной и ценовой политики по результатам анализа состояния товарных рынков.
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями