Субъекты правоотношений связанные с банкротством
Характеристику субъектов правовых отношений, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, следует начать с самого должника. В соответствие со ст. 1 Закона о банкротстве должником может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также некоммерческих организаций, действующих в формах потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Иначе говоря, банкротами могут быть признаны субъекты хозяйствования.
ГК Республики Беларусь также указывает на два вида субъектов хозяйствования, которые могут быть признаны экономически несостоятельными (банкротами) – это гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, а также юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке (ч.1. п.1 ст.24 ГК). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридического лица, действующего в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ч.1 п. 1 ст.61 ГК).
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь (п.6 ст.115 ГК). Интересы кредиторов казенного предприятия обеспечиваются тем, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества для их выполнения (п.5 ст.116 ГК).
Члены же потребительского кооператива, обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В противном случае кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов (п.4 ст.116 ГК). При этом члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива.
Благотворительный или иной фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц. Так, решение о его ликвидации может быть принято в том случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения имущества отсутствует. В случае ликвидации фонда его имущество используется для удовлетворения требований кредиторов, а оставшаяся часть направляется на цели, указанные в уставе фонда.
Участвовать в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в качестве субъекта (потерпевшего) могут кредиторы (конкурсные кредиторы) – это лица, предполагающие о наличии у них права требовать от должника денежного удовлетворения. Кредиторов можно разделить на три группы:
кредиторы по обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (напр., налоговые органы);
кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (напр., контрагенты по договорам);
кредиторы по трудовым обязательствам (напр., по заключенному трудовому контракту).
Действующим законом предусматриваются специфические субъекты, связанные с правоотношениями по банкротству:
конкурсные кредиторы;
собрание кредиторов;
комитет кредиторов;
антикризисный управляющий;
временный управляющий.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которого входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника, как необходимость проведения или продления санации, заключение мирового соглашения и др.
Комитет кредиторов – постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляет контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства.
Антикризисным управляющим (далее управляющий) может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. Основными задачами его являются: восстановление платежеспособности должника; обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов; урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; содействие производству по делу о банкротстве; последующая ликвидация должника-банкрота.
Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом.
Требования, предъявляемые к квалификации управляющего в производстве признания субъекта хозяйственной деятельности банкротом, разъясняются «Положением об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификаци- онным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27 октября 2003г. №206 [113].
В процессе производства по делу о банкротстве (экономической несостоятельности) могут участвовать и другие субъекты.
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями