Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
Субъекты хозяйствования, здесь речь пойдет о коммерческих организациях, создаются по воле их учредителей, при этом государство осуществляет контроль за соблюдением законности при создании новых участников хозяйственного оборота посредством обязательной государственной регистрации коммерческих организаций (ст.47 ГК).
Коммерческие организации могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями (членами) создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы).
Единого акта законодательства Республики Беларусь регулирующего создание коммерческих организаций, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. В зависимости от особенностей, которыми обладают коммерческие организации соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания коммерческих организаций: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.
Суть распорядительного способа создания коммерческих организаций состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица на основании приказа или распоряжения органа государственной власти и управления.
В разрешительном порядке создаются коммерческие организации по инициативе граждан или организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган проверяет законность создания коммерческой организации и дает положительный или отрицательный ответ о создании такого вида юридических лиц. Таким способом, в частности, создаются коммерческие организации с иностранными инвестициями.
При явочно-нормативном (регистрационном) порядке создания коммерческих организаций не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению могут образовать коммерческую организацию. Законность создания таких коммерческих организаций проверяется при их государственной регистрации.
Независимо от способа создания все коммерческие организации подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Коммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации (п.п.1 и 2 ст.47 ГК).
Вновь созданные (реорганизованные) юридические лица регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением от 17 декабря 2002г.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) коммерческих организаций определены соответственно Положением от 17 декабря 2002г. В соответствии с п.13 Положения, государственная регистрация указанных в этом Положении коммерческих организаций осуществляется:
облисполкомами (Минским горисполкомом) – коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
Национальным банком – банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
Министерством финансов – страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;
администрациями свободных экономических зон – коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;
облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам субъектов хозяйствования, за исключением указанных выше.
В соответствии с установленной процедурой государственной регистрации в регистрирующий орган представляются документы, перечень которых установлен п.п. 23-30 Положения от 17 декабря 2002г., другими актами законодательства. Этими же пунктами установлены и требования к названным документам. Так, исходя из норм, установленных этими пунктами Положения, требуется следующий перечень документов для государственной регистрации коммерческих организаций:
заявление, оформленное в установленном порядке;
анкету установленного образца на каждого учредителя – физическое лицо;
копию решения о создании коммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;
учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);
документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд);
документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации – физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ;
нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой организации;
гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой организации по месту нахождения, а для частных унитарных предприятий, местонахождение которых предполагается в жилых помещениях – документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собственника имущества частного унитарного предприятия, справку о составе семьи, заявление о согласии всех совершеннолетних членов семьи на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия;
платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
За государственную регистрацию вновь создаваемых коммерческих организаций взимается плата в размере 60 евро (исключение см. п.15 Положения от 17 декабря 2002г.).
На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о коммерческой организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.
Отказ о государственной регистрации допускается по основаниям, предусмотренными п.п. 40-41 Положения от 17 декабря 2002г.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке (п.1 ст.47 ГК).
ГК Республики Беларусь предусматривает реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций.
Сущность реорганизации коммерческой организации состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство.
В отличие от реорганизации коммерческой организации его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).
Ликвидация коммерческой организации может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ст.57 ГК Республики Беларусь дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации коммерческой организации. К ним относятся: истечение срока, на который создана коммерческая организация; достижение цели, ради которой она создана; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) коммерческой организации при прекращении ее деятельности обязаны провести ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.
Принудительная ликвидация коммерческой организации допускается по решению суда или иных органов, в том числе регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Некоторые из оснований принудительной ликвидации коммерческой организации по решению суда предусмотрены в ст.57 ГК Республики Беларусь: непринятие решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подп. 1 п.2 ст.57 ГК Республики Беларусь; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства; в иных случаях, предусмотренных законодательством (подп. 2 п.2 ст.57 ГК).
ГК Республики Беларусь предусматривает ликвидацию коммерческой организации, помимо изложенных в ст.57 оснований и по иным основаниям. Подп. 3 п. 2 ст.57 ГК Республики Беларусь предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию коммерческой организации по решению иных органов. Они вправе ликвидировать (прекратить деятельность) субъектов хозяйствования в случае: нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством; неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абзаце втором части второй настоящего подпункта (п.41.3 Положения от 17 декабря 2002г.).
Требование о ликвидации коммерческой организации предъявляются государственным органом или органом местного управления или самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Такое требование адресуется лицам, принимающим решение о ликвидации (п.3 ст.57 ГК).
Государственными органами, имеющими право предъявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования являются: органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации.
Процедура ликвидации коммерческой организации определена ст.ст. 59-60 ГК Республики Беларусь. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации коммерческой организации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию коммерческих организаций. Этот орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58 ГК), с этими сведениями может ознакомиться любое заинтересованное лицо (п.4 ст.47 ГК). Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации коммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации (п.2 ст.58 ГК). Решением суда о ликвидации коммерческой организации на ее учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации (ч.2 п.3 ст.57 ГК). К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами коммерческой организации. Она от имени ликвидируемой коммерческой организации выступает в суде (п.3 ст.58 ГК).
Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:
Выявление кредиторов ликвидируемой коммерческой организации;
Составление промежуточного ликвидационного баланса;
Продажа имущества ликвидируемой коммерческой организации;
Выплата денежных сумм кредиторам (п.3 ст.60 ГК);
Составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) коммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации (п.5 ст.59 ГК). П.62 Положения от 17 декабря 2002г. предусматривает, что ликвидационный баланс утверждает ликвидационная комиссия. Расходы, связанные с ликвидацией коммерческой организации, производятся за счет средств этой организации в первоочередном порядке (п.63 Положения 17 декабря 2002г.).
При недостатке имущества некоторых коммерческих организаций кредиторы могут потребовать удовлетворения их требований за счет имущества их учредителей (участников). В случаях, когда при принятии решения о ликвидации коммерческой организации или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества коммерческой организации для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация коммерческой организации должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст.61 ГК).
Имущество ликвидированной коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами коммерческой организации (п.7 ст.59 ГК). Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику (ч.2 ст.62 Положения от 17 декабря 2002г.).
Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц (п.8 ст.59 ГК). Регистрирующий орган на основании документов, перечисленных в п.64 Положения от 17 декабря 2002г., исключает юридическое лицо из Единый государственный регистр юридических лиц.
Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке (п.71 Положения от 17 декабря 2002г.).
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями