logo
переделанный курс лекций

Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)

Субъекты хозяйствования, здесь речь пойдет о коммерческих организациях, создаются по воле их учредителей, при этом государство осуществляет контроль за соблюдением законности при создании новых участников хозяйственного оборота посредством обязательной государственной регистрации коммерческих организаций (ст.47 ГК).

Коммерческие организации могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями (членами) создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы).

Единого акта законодательства Республики Беларусь регулирующего создание коммерческих организаций, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. В зависимости от особенностей, которыми обладают коммерческие организации соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания коммерческих организаций: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Суть распорядительного способа создания коммерческих организаций состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица на основании приказа или распоряжения органа государственной власти и управления.

В разрешительном порядке создаются коммерческие организации по инициативе граждан или организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган проверяет законность создания коммерческой организации и дает положительный или отрицательный ответ о создании такого вида юридических лиц. Таким способом, в частности, создаются коммерческие организации с иностранными инвестициями.

При явочно-нормативном (регистрационном) порядке создания коммерческих организаций не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению могут образовать коммерческую организацию. Законность создания таких коммерческих организаций проверяется при их государственной регистрации.

Независимо от способа создания все коммерческие организации подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Коммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации (п.п.1 и 2 ст.47 ГК).

Вновь созданные (реорганизованные) юридические лица регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением от 17 декабря 2002г.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) коммерческих организаций определены соответственно Положением от 17 декабря 2002г. В соответствии с п.13 Положения, государственная регистрация указанных в этом Положении коммерческих организаций осуществляется:

В соответствии с установленной процедурой государственной регистрации в регистрирующий орган представляются документы, перечень которых установлен п.п. 23-30 Положения от 17 декабря 2002г., другими актами законодательства. Этими же пунктами установлены и требования к названным документам. Так, исходя из норм, установленных этими пунктами Положения, требуется следующий перечень документов для государственной регистрации коммерческих организаций:

За государственную регистрацию вновь создаваемых коммерческих организаций взимается плата в размере 60 евро (исключение см. п.15 Положения от 17 декабря 2002г.).

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о коммерческой организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.

Отказ о государственной регистрации допускается по основаниям, предусмотренными п.п. 40-41 Положения от 17 декабря 2002г.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке (п.1 ст.47 ГК).

ГК Республики Беларусь предусматривает реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций.

Сущность реорганизации коммерческой организации состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство.

В отличие от реорганизации коммерческой организации его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация коммерческой организации может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ст.57 ГК Республики Беларусь дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации коммерческой организации. К ним относятся: истечение срока, на который создана коммерческая организация; достижение цели, ради которой она создана; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) коммерческой организации при прекращении ее деятельности обязаны провести ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.

Принудительная ликвидация коммерческой организации допускается по решению суда или иных органов, в том числе регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Некоторые из оснований принудительной ликвидации коммерческой организации по решению суда предусмотрены в ст.57 ГК Республики Беларусь: непринятие решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подп. 1 п.2 ст.57 ГК Республики Беларусь; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства; в иных случаях, предусмотренных законодательством (подп. 2 п.2 ст.57 ГК).

ГК Республики Беларусь предусматривает ликвидацию коммерческой организации, помимо изложенных в ст.57 оснований и по иным основаниям. Подп. 3 п. 2 ст.57 ГК Республики Беларусь предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию коммерческой организации по решению иных органов. Они вправе ликвидировать (прекратить деятельность) субъектов хозяйствования в случае: нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством; неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абзаце втором части второй настоящего подпункта (п.41.3 Положения от 17 декабря 2002г.).

Требование о ликвидации коммерческой организации предъявляются государственным органом или органом местного управления или самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Такое требование адресуется лицам, принимающим решение о ликвидации (п.3 ст.57 ГК).

Государственными органами, имеющими право предъявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования являются: органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации.

Процедура ликвидации коммерческой организации определена ст.ст. 59-60 ГК Республики Беларусь. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации коммерческой организации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию коммерческих организаций. Этот орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58 ГК), с этими сведениями может ознакомиться любое заинтересованное лицо (п.4 ст.47 ГК). Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации коммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации (п.2 ст.58 ГК). Решением суда о ликвидации коммерческой организации на ее учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации (ч.2 п.3 ст.57 ГК). К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами коммерческой организации. Она от имени ликвидируемой коммерческой организации выступает в суде (п.3 ст.58 ГК).

Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:

  1. Выявление кредиторов ликвидируемой коммерческой организации;

  2. Составление промежуточного ликвидационного баланса;

  3. Продажа имущества ликвидируемой коммерческой организации;

  4. Выплата денежных сумм кредиторам (п.3 ст.60 ГК);

  5. Составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) коммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации (п.5 ст.59 ГК). П.62 Положения от 17 декабря 2002г. предусматривает, что ликвидационный баланс утверждает ликвидационная комиссия. Расходы, связанные с ликвидацией коммерческой организации, производятся за счет средств этой организации в первоочередном порядке (п.63 Положения 17 декабря 2002г.).

При недостатке имущества некоторых коммерческих организаций кредиторы могут потребовать удовлетворения их требований за счет имущества их учредителей (участников). В случаях, когда при принятии решения о ликвидации коммерческой организации или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества коммерческой организации для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация коммерческой организации должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст.61 ГК).

Имущество ликвидированной коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами коммерческой организации (п.7 ст.59 ГК). Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику (ч.2 ст.62 Положения от 17 декабря 2002г.).

Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц (п.8 ст.59 ГК). Регистрирующий орган на основании документов, перечисленных в п.64 Положения от 17 декабря 2002г., исключает юридическое лицо из Единый государственный регистр юридических лиц.

Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке (п.71 Положения от 17 декабря 2002г.).