Унитарные предприятия
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ч.1 п.1 ст.113 ГК). В зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, различают государственные (республиканские или коммунальные) и частные унитарные предприятия. Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь, имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности соответствующей административно-территориальной единицы, а частного унитарного предприятия – в собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо юридического лица, образованного на частной собственности.
В зависимости от полномочий унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника – учредителя различают унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения (ст.114 ГК) и унитарные предприятия (именуемые казенными), и имеющие право оперативного управления (ст.115 ГК) имуществом, закрепленным за соответствующим предприятием.
Как унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения, так и казенные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Этим они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается по решению собственника его имущества (физического лица, супругами, членами крестьянского (фермерского) хозяйства, потребительским обществом, союзом потребительских обществ, уполномоченным на то органом государства или органом местного управления и самоуправления).
В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества. В фирменном наименовании казенного предприятия должно быть указано, что предприятие является казенным.
Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав, который утверждается учредителем. Устав казенного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. Кроме сведений, которые в соответствии с п.2 ст.48 ГК Республики Беларусь и п.29 Положения от 17 декабря 2002г. должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица, в уставе унитарного предприятия должны быть сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Правоспособность унитарного предприятия является специальной.
Размер уставного фонда унитарного предприятия определяется его учредителем, но он не может быть менее суммы, определенной законодательством об унитарных предприятиях. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установлен в размере 800 евро, а для казенных – 400 евро. В случае создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных для осуществления преимущественно производственной деятельности, этот размер минимального уставного фонда уменьшается в два раза. При этом до государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия (п.4 ст.114 ГК).
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, определяемых законодательством. Собственник имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Унитарное предприятие ограничено в правах по распоряжению недвижимым имуществом.
Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Последний вправе изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по назначению. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.3 ст.52 ГК). По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность.
Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником имущества, либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Однако, казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь.
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями