logo
переделанный курс лекций

Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг

Акции выпускаются исключительно акционерными обществами открытого и закрытого типа (ст.97 ГК). Открытые акционерные общества выпускают акции путем открытой подписки на них. Закрытые акционерные общества выпускают акции только с ограниченной оборотоспособностью, таким образом, отчуждение акций возможно только ограниченному кругу акционеров.

Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Процедура эмиссии ценных бумаг, в частности акций и облигаций определяется Законом Республики Беларусь от 12 марта 1992г. «О ценных бумагах и фондовых биржах», Законом Республики Беларусь от 6 июля 1993г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» [43], постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь» от 13 февраля 2003г. №173 и других актах законодательства.

Процедура эмиссии акций и облигаций включает в себя следующие этапы:

  1. принятие решения эмитентом о выпуске ценных бумаг;

  2. регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;

  3. размещение эмиссионных ценных бумаг, то есть их отчуждение эмитентом первым владельцам путем заключения сделок с ценными бумагами;

  4. отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Решение о выпуске акций принимается учредителями акционерного общества или общим собранием акционеров, в порядке, предусмотренном уставом акционерного общества. Соответственно, решение о выпуске облигаций принимается эмитентом в порядке, предусмотренном его уставом и иными документами, которые регулируют эту деятельность.

Например, при принятии решения о выпуске акций в нем должно содержаться: полное наименование и юридический адрес эмитента; размер уставного фонда эмитента, цели и предмет его деятельности, а также перечень руководящих должностных лиц эмитента; данные о уже размещенных ценных бумагах; цель выпуска акций; количество акций; общую сумму эмиссии, номинальную стоимость акций; порядок выплаты дивидендов; срок и порядок подписки на акции; где и когда уплачиваются средства на покупку акций; срок возвращения средств при отказе от выпуска акций; очередность выпуска акций разными сериями; права владельцев привилегированных акций; другие условия. При выпуске облигаций в решение должны содержаться те же сведения, что и при принятии решения о выпуске акций, только применительно к облигациям.

Регистрация ценных бумаг и присвоение номера государственной регистрации осуществляется в Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, который ведет государственный реестр ценных бумаг.

Для регистрации в регистрирующий орган подаются эмитентом следующие документы:

Государственная регистрация производится в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Ценной бумаге присваивается номер государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации ценных бумаг может быть обжалован эмитентом в суд.

Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь имеет право за нарушения нарушение действующего законодательства, отсутствие или несоответствие представленной в проспекте эмиссии информации о фактическом положении дел, либо иное нарушение действующего законодательства, вправе приостановить процесс выпуска ценных бумаг или запретить выпуск. Выпуск может быть продлен после устранения недостатков, ставших причиной такого приостановления деятельности.

ТЕМА 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Понятие инвестиционной деятельности и инвестиций, их формы. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность представляет собой сложную систему, которая имеет специфические черты. Осуществление предпринимательской деятельности тесно связано с инвестиционным институтом и в связи с этим регулируется хозяйственным законодательством и соответственно изучается хозяйственным правом. Правовая основа осуществления данного вида деятельности, была заложена еще в начале становления рыночных отношений Законами Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 29 мая 1991г. и «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991г.

В настоящее время инвестиционный институт регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 9 октября 2001 г., который определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории республики (далее – ИК) [25].

Основой регулирования инвестиционных отношений является Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, порядок создания банков и иных кредитно-финансовых организаций с участием иностранного капитала осуществляется в соответствие с нормами Банковского кодекса Республики Беларусь. Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется выше перечисленными актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность.

Порядок осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, а также создания коммерческих организаций с участием иностранного капитала регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Раскрывая понятие инвестиций, следует отметить, что лите-ратурные источники определяют их, рассматривая и анализируя различные толкования понятия этого слова. Например, Богатырев А.Г. пришел к выводу, что инвестиции должны рассматриваться, как права и интересы владения и распоряжения имуществом во всех его видах и формах [1].

Толковые словари определяют инвестиции как виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты различных отраслей экономики с целью получения в последующем прибыли (дохода) и достижения социального эффекта. Т.е. это тот капитал, вложенный в дело, дающий источник получения дохода и необходимого общественно-полезного эффекта. Для данного капитала характерны следующие значения: – это собственный капитал субъекта хозяйствования, либо заемный капитал. Его можно рассматривать как денежное выражение, так и вещественное. Если предоставляются денежные средства – это называется финансированием; если вещественные – инвестированием.

В современных условиях предъявляются высокие требования к условиям производства товаров, их качественным показателям. Однако устаревшее оборудование не может обеспечить рост потребностей и эффективность производства, если не осуществлять вложение инвестиций в эту сферу экономики. Однако деньги необходимо вкладывать в прибыльное дело, на это и направлено инвестиционное законодательство.

Легальное определение инвестиций дано в ст.1 ИК Республики Беларусь, под которыми понимаются – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Представляется, что перечень перечисленных инвестиционных вложений не является исчерпывающим. Исходя из норм ИК Республики Беларусь, следует отметить, что материальные и нематериальные ценности, выраженные в инвестиционных вложениях, должны обладать в совокупности следующими признаками:

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст.2 ИК).

Исходя из законодательства, следует отметить, что условно возможно инвестиционную деятельность подразделить на две стадии, первая из которых представляет собой заключение инвестиционного договора, вторая – осуществление действий по реализации инвестиционного проекта. Инвестиционным проектом в соответствии со ст.14 Инвестиционного кодекса, признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.

В зависимости от содержания инвестиционных вложений инвестиционная деятельность может осуществляться в следующих формах (ст.5 ИК):

Инвестиционная деятельность юридических и физических лиц Республики Беларусь при направлении ими инвестиций на территорию иностранных государств может осуществляться в следующих формах: создание юридических лиц (далее – организации), в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь; приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости; доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; ценных бумаг; в любых других формах, не противоречащих законодательству иностранных государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за инвестициями, направляемыми юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями на территорию иностранных государств. В случае осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь иностранными инвесторами она может осуществляться в любой форме определенной законодательством Республики Беларусь.