Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
Исходя из законодательного определения инвестиционной деятельности, о чем было сказано выше, условно можно выделить два этапа инвестиционной деятельности:
1. На первом этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций. Условием осуществления инвестиционной деятельности на этом этапе является обязательное проведение государственной комплексной экспертизы с целью подготовки заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционного проекта и для получения гарантий со стороны государства.
Реализация инвестиционных проектов осуществляется с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; с использованием средств централизованных инвестиционных ресурсов; с участием государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, путем их учреждения в соответствие с положениями установленными Кодексом.
Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в выше перечисленных случаях осуществления инвестиционной деятельности.
Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:
актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
финансовое состояние организации-инвестора;
техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;
обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;
научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;
конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;
сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.
Порядок проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с положениями, установленными ст.22 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, а также «Положением по проведению экспертизы инвестиционных проектов» утвержденным приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 января 2000г. №24-ОД [120].
Государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта осуществляется в течение не более 30 дней со дня подачи всех необходимых документов в Министерство экономики Республики Беларусь. В случае необходимости получения дополнительной информации продолжительность государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта может быть увеличена, но не более чем до 60 дней.
Экспертиза инвестиционных проектов основывается на следующих материалах и заключениях:
Представляемое инвестором (инициатором инвестиционного проекта) письменное заявление с приложением:
бизнес-плана;
для иностранного инвестора, не являющегося резидентом Республики Беларусь, – легализованной выписки из торгового регистра страны его учреждения или иного эквивалентного документа подтверждающего его юридический статус иностранного инвестора;
заключения республиканского органа государственного управления, в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо к компетенции которого относятся вопросы, связанные с выпуском намечаемой продукции (работ, услуг);
заключения аудитора о финансовом состоянии инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
заключения Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь о научно-техническом уровне используемых технологий по инвестиционным проектам, претендующим на государственную поддержку, установленную для производств, основанных на новых и высоких технологиях; по инвестиционным проектам с привлечением иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также по иным инвестиционным проектам в случаях и на условиях, определенных Правительством Республики Беларусь;
Истребованные по запросу Министерства экономики Республики Беларусь заключения Министерства финансов Республики Беларусь о существующей и прогнозируемой задолженности инвестора (инициатора инвестиционного проекта), о ранее предоставленной инвестору государственной поддержке, об объемах выпадающих доходов бюджета, связанных с предоставлением государственной поддержки, об оценке целесообразности государственной поддержки данного инвестиционного проекта, а также в случае привлечения иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь – о валютоокупаемости инвестиционного проекта, об условиях предоставления кредитов и о возможности их использования;
Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов проводится с обязательным обеспечением коммерческой тайны в отношении сведений, содержащихся в представленных материалах.
Заключение о результатах государственной комплексной экспертизы выдается инвестору (инициатору инвестиционного проекта) не позднее пяти дней со дня ее завершения. В случае отрицательного заключения государственной комплексной экспертизы инвестиционный проект может быть доработан и представлен на повторную экспертизу.
Срок действия заключения государственной комплексной экспертизы для подготовки решения о государственной поддержке составляет один год.
Заканчивается данный этап – подписанием инвестиционного договора.
2. Второй этап инвестиционной деятельности – представляет собой совокупность действий по исполнению инвестиционного договора, действия могут быть различными. Могут облекаться в форму заключения ряда договоров, направленных на передачу имущества, выполнения работ, оказания услуг, лицензирование и иные договоры, предусмотренные гражданским законодательством. Завершается второй этап – созданием объекта инвестиционной деятельности.
В зависимости от содержания инвестиционную деятельность можно подразделить на следующие виды:
прямая (происходит непосредственное вложение капитала в производство товаров (работ, услуг);
ссудная (осуществляется в форме предоставления кредита);
портфельная (вложение средств в ценные бумаги).
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями