logo
переделанный курс лекций

Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений

Мерами оперативного воздействия являются санкции неимущественного характера, которые применяются в целях обеспечения исполнения обязанностей субъектами при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Данные меры воздействия не влекут для субъекта имущественных последствий, поэтому их следует называть мерами оперативного воздействия.

Они делятся на две группы:

В качестве мер оперативного воздействия, применяемых к субъектам хозяйствования в законодательстве, можно назвать следующие:

Применение мер оперативного воздействия на субъект хозяйствования, как указывалось ранее, в любом случае влияет на положение субъекта, следовательно, они выполняют ту же функцию, что и имущественные санкции, но в первую очередь они направлены на стимулирование надлежащего выполнения обязательств сторонами в хозяйственных отношениях. Меры оперативного воздействия могут применяться ранее санкций или параллельно с ними, и положительным моментом их является то, что они могут применяться без помощи судебных инстанций. В свою очередь, если они противоправны, то нарушитель может обратиться в суд за защитой своих прав.

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

Лекция 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг

Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения

Законодательство о качестве представляет собой совокупность нормативных актов и отдельных норм, призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг. В этих нормативных актах содержатся различные показатели качества выпускаемой продукции: требования к нормативной документации о качестве товаров; формы правовой защиты прав потребителей; компетенцию различных органов в области контроля качества выпускаемой продукции; ответственность производителей за ненадлежащее качество производимых товаров и другие.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие составляющие: законодательство о техническом нормировании и стандартизации, оценке соответствия и метрологии; договорное регулирование качества товаров, работ и услуг; законодательство о приемке продукции по качеству и количеству и другие.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» под качеством товара понимается совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.) [49].

Качество товаров (работ, услуг) как правило, на практике определяется самостоятельно контрагентами в договоре. ГК Республики Беларусь устанавливаются требования к качеству, даже если в договоре нет этого условия. Ст.439 Гражданского кодекса, в качестве общего правила, определяет, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то товар должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями.

Следовательно, понятие качества продукции (товаров, работ, услуг) может быть определено как совокупность существенных ее свойств (технических, экономических, эстетических и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а также предусмотренных в установленных законом случаях хозяйственным договором.

Тем самым, осуществляя функции контроля за качеством товаров, государство защищает интересы потребителей и общества в целом.

Государственным органом, регулирующим и контролирующим деятельность организаций и предпринимателей, выпускающих товары, осуществляющих работы и выполняющих услуги на территории Республики Беларусь, осуществляется со стороны Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации, Положение нем утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1571 [95].

Основными задачами его являются: